Все начинается с дороги...

Остановитесь! Куда же вы? Мы только что говорили о том, что нельзя бросаться вниз очертя голову, а вы будто не слышали! Что из того, что перед вами не искусственная ледяная трасса, а всего лишь укатанный лыжниками снежный склон и санки у вас пока не гибкие, спортивные, а попроще. Нет, придется, видно, снова — в который раз! —толковать о технике безопасности.
Центр тяжести в санках расположен низко, особенно в спортивных, с их плетеным, провисающим под спортсменом сиденьем. А когда находишься над поверхностью земли на высоте всего двадцати-тридцати сантиметров, упасть вроде бы не страшно. Куда тут денешься — вот он снег, пусть даже и не очень мягкий. На лыжах, кажется вам, спускаться с крутой горы куда страшнее. И вы, ничтоже сумняшеся, решаете повторить маршрут этих пижонов горнолыжников, которые так ловко скользят по наезженному склону среди бугров и неровностей.
Но вы не подумали о том, что горнолыжник по сравнению с саночником защищен от разных толчков гораздо надежнее. Лыжник крепко стоит на ногах, которые он слегка согнул в коленях, и ноги — колени, голеностопные и тазобедренные суставы — работают у него как рессоры, смягчая удары и оберегая от сотрясения позвоночник. Ремни сиденья спортивных санок тоже в какой-то степени выполняют роль рессор. Но вы-то сели в санки с жестким сиденьем и собираетесь мчаться по буграм, не думая о том, что суставы ног в. спуске участия не примут и все удары саней о жесткий склон будут адресованы вашему позвоночнику! Так что лучше не экспериментируйте там, где катаются лыжники, а, собрав единомышленников, принимайтесь за сооружение специальной трассы.
Впрочем, нельзя забывать о том, что настоящая спортивная санная трасса, этот километровый ледяной коридор с виражами и дугами, все равно что универсальный Дворец спорта в сравнении с рядовым стадионом. Пожалуй, даже не дворец. Настоящую искусственную трассу можно сравнить с сооружением сугубо специальным — трамплином, с которого совершают прыжки за сто метров, или гребным бассейном, то есть сооружением, которое позволяет демонстрировать мастерство высшего класса. Но каждый день и для многих людей требуется спортивный обиход: дворовые катки, площадки для волейбола и коротенькие санные трассы.
Коротенькие от ста до четырехсот метров, с двумя-тремя виражами. Их и построить не трудно, и освоить просто. С маленькой трассы потом легче перейти на  большую. Все равно ведь сразу весь олимпийский маршрут не одолеешь, и тренеры учат овладевать большой трассой «по кусочкам», отрабатывая технику, привыкая к скоростям в безопасных условиях. Да и сам спортсмен, даже более или менее опытный, не должен поддаваться чувству ложного стыда — всегда лучше вовремя отказаться от спуска по незнакомой трассе, если не ощущаешь в себе стопроцентной уверенности, что одолеешь ее. Бывают и на соревнованиях случаи: приедут спортсмены, примерятся и... сочтут за благо не выходить на старт. И вряд ли найдется в этом случае человек, который попрекнет неопытного саночника излишней робостью.
Ни одни большие соревнования не обходятся без досадных и неприятных случайностей: лыжный кросс — без сломанных лыж, состязания в беге на коньках — без падений. Даже в безобидной игре в бадминтон на лужайке можно ухитриться попасть партнеру воланом по лбу... И сани в этом смысле не исключение. Но это совсем не значит, что, испытывая себя на высоких скоростях, надо заранее смириться с возможностью аварии. Наоборот, у каждой аварии всегда есть своя причина. А раз так, необходимо эти причины всякий раз внимательно анализировать и стараться их предотвратить.
Однажды на соревнованиях в Кавголово случилось, что в одно и то же утро, на одном и том же вираже потерпели аварию два гонщика, причем один был опытным мастером, а другой впервые вышел на довольно сложную кавголовскую трассу. Ясно, что и причины того, что оба в тот день больше на старте не появились, были различны. У новичка, понятно, слабая техника, не сумел правильно сработать на вираже, опоздал, растерялся, сани развернуло, ударило о борт трассы, и спортсмена выбросило на лед... А хороший гонщик, переоценив свои силы, набрал слишком высокую скорость, но особенностей трассы не учел, за что и поплатился, выбыв из борьбы за призовое место.
Недооценивать трудности в любом виде спорта, а особенно в спорте, который связан со скоростью, не следует. Но не следует и предаваться мыслям о фатальной неизбежности неприятностей. К этому вопросу стоит подойти разумно, руководствуясь самым надежным критерием — правильной оценкой своих сил. Предостерегая новичков, нам вовсе не хотелось отпугнуть их.
Но, может быть, кого-нибудь смутила даже неопасность ушибиться, а совсем другое — необходимость, прежде чем начать кататься, строить трассу? Надо сказать, что больших усилий не потребуется, тысячи кубометров грунта, которые перетаскали в Коробицыно ленинградские саночники, перерабатывать не придется. Трасса, на которой следует осваивать технику санного спорта, проста. Недаром она называется естественной, в отличие от искусственной — ледяного коридора с десятком виражей.
Летом, гуляя по дороге, бегущей по зеленому холмистому склону, всегда трудно представить ее заснеженной. Еще труднее вообразить эту живописную дорогу для неторопливых прогулок в виде естественной трассы для саней. Но стоит зимой здесь чуть-чуть поработать, утрамбовать плотнее снег, поправить путь на поворотах, сделать в конце пути контруклон,— чтобы не беспокоиться о том, что улетишь далеко, и можно начинать кататься. Мы не будем оригинальны — во многих странах естественные трассы строят каждую зиму на подходящих склонах с уклоном не больше десяти градусов и достаточно широкими — не менее пятнадцати метров в радиусе — поворотами-виражами.
Нужно, наверно, еще раз напомнить, что испытывать свою трассу вы будете на санях специальной конструкции: дети — на пионерских, весом в восемь килограммов, взрослые — на народных. И те и другие являют собой менее наровистый вариант спортивных благодаря тому, что полозья у них закреплены неподвижно и можно не столько работать, сколько просто кататься, постепенно осваивая технику получения скорости. Подробно рассказывать о том, как выглядят пионерские и народные сани, наверное, нет нужды, так как и те и другие уже выпускаются нашей промышленностью и понемногу принимаются на вооружение детскими спортивными школами и коллективами физкультуры.


Итак, склон для саней готов, сани с вами на поводке, начнем тренировку.
Сначала отрабатывается правильная посадка. В середине сиденья выбирается место, расположенное непосредственно над центром тяжести саней. Одной рукой спортсмен держит ремень управления, а другой упирается в задний конец долевой перекладины саней. Ноги вытянуты вперед и слегка прижаты к изгибам полозьев. Посадка на народных санях почти не отличается от посадки на спортивных. Попробуйте управлять народными санями так же, как и спортивными — ремнем. Попробуйте управлять и тормозить пяткой, плотно ставя ногу на снег. Поворот направо — правая пятка на снег. Налево—левая. Попытайтесь направлять движение, касаясь снега рукой — этот способ применяют и спортсмены, утверждая, что ладонь лучше, чем пятка, чувствует силу давления на снег. Попробуйте тормозить, ставя обе ноги на снег с одинаковой силой, но учтите, что давление на пятки будет довольно сильным. Ноги при этом должны быть плотно прижаты к полозьям, а обе руки с силой тянуть сани вверх за продольные перекладины. Можно тормозить ремнем — рывком поднимая сани на себя, при этом концы полозьев глубоко врежутся в снег...
Так постепенно придет то, что саночники называют «чувством саней», и тогда...
Впрочем, не спешите, потренируйтесь еще немного: поиграйте, устройте состязания. Можно, например, во время движения бросать снежки в цель, спускаться, лежа на санях на животе, управляя санями, касаясь снега носками ног — «ласточкин хвост», спускаться на одних санях по двое, задаться целью во время спуска поднять предмет...
Итак, постепенно вы начинаете всерьез увлекаться санками. Вы готовы взяться за конструирование настоящего спортивного снаряда и подумываете о том, как бы во время отпуска посетить настоящую искусственную трассу, посмотреть гонки мастеров, самому попробовать... Сделайте, пожалуйста, еще одну остановку — мы должны серьезно предостеречь вас. Ведь вы еще не представляете себе всего коварства занятия, которым, вспоминая детство, забавляетесь по воскресеньям.