Учебно-тренировочная работа

Учебно-тренировочная работа с занимающимися игрой в ручной мяч 7 : 7 слагается из их общей физической подготовки, включающей подготовку и сдачу норм комплекса ГТО, и специальной технической и тактической подготовки. Параллельно осуществляется теоретическая подготовка игроков. Кроме того, в процессе учебно-тренировочной работы у занимающихся воспитывается идейно-политическая сознательность и марксистско-ленинское мировоззрение.

Учебно-тренировочная работа проводится в форме учебно-тренировочных занятий, тренировочных занятий и состязаний (товарищеских и календарных).

Так как игра в ручной мяч является сезонно-летней, спортсменам рекомендуется зимой заниматься баскетболом, хоккеем, лыжами, гимнастикой и другими видами спорта. Эти занятия призваны содействовать дальнейшему повышению уровня общей физической   подготовки игроков, а также их специальной (в частности, технической) подготовки.

Общая физическая подготовка игроков осуществляется в основном в период обучения и в подготовительный период тренировки и является тем фундаментом, на котором строится их техническое и тактическое совершенствование. Средства и методика физической подготовки спортсменов, занимающихся игрой в ручной мяч 7 : 7, такие же, как в баскетболе и в игре в ручной мяч 11 : 11.

Специальная техническая и тактическая подготовка игроков, в ручной мяч 7 : 7 имеет некоторые особенности. В связи с тем, что игроки команды по правилам игры не имеют права перемещаться по всей площадке и должны действовать лишь в отдельных ее частях, им приходится применять в игре определенные технические и тактические приемы. Например, такими приемами техники, как передача, ловля и ведение мяча, пользуются все игроки команды. Следовательно, всем им нужно изучать эти приемы и совершенствоваться в них. Игрокам нападения, учитывая их характерные функции в игре, полезно также изучать и совершенствовать броски в ворота, индивидуальные действия, определенные комбинации, тактику в отдельные моменты игры и пр. Из этого становится ясно, что обучение и тренировку занимающихся игрой в ручной мяч 7 : 7 следует проводить по звеньям. Хорошим средством совершенствования звеньев игроков и команды в целом являются подготовительные игры, упражнения с мячом и двусторонние учебно-тренировочные игры.

Методика обучения и тренировки в технике и тактике игры в ручной мяч 7 : 7 во многом сходна с методикой обучения и тренировки игре в баскетбол. Нужно только учесть, что при игре в ручной мяч 7 : 7 передачи мяча выполняются обычно одной рукой, а ловля — двумя руками.

При изучении ведения мяча нужно сначала обучать занимающихся ведению мяча ударами о землю, а уже потом — Подбрасыванием мяча в воздух. Подсчитывать шаги во время ведения не следует, так как это искусственно тормозит освоение самой техники ведения мяча.

Броски в ворота изучают главным образом игроки нападения. Для более быстрого обучения броскам в ворота и тренировки их желательно вблизи площадки иметь специально установленные заборы-щиты *. Сначала обучать нужно броскам в ворота одной рукой от плеча и сбоку с места. Затем, когда занимающиеся освоят броски с места, можно переходить к обучению броскам мяча в ворота в движении: после нескольких приставных шагов, после ведения мяча и после ловли мяча, переданного партнером. Также игрокам следует изучить броски в ворота при продвижении вдоль площади вратаря правым или левым боком.

Обучение броскам в ворота нападающих целесообразно проводить одновременно с обучением вратаря способам задерживания мяча. Кроме того, в задерживании мяча вратарь и защитник могут тренироваться при обучении нападающих штрафным броскам на близком расстоянии от ворот.

При изучении приемов тактики главным для игроков является умение «освобождаться» от противника, когда мяч находится у партнера, и «закрывать» противника, когда мяч перехватывает игрок команды противника. Обучение игроков этим действиям производится в группах: два игрока против одного, два против двух, три против двух, три против трех и т. п.

Индивидуальные действия и тактические комбинации игроки нападения и защиты должны разучивать одновременно: одни — тактику нападения на ворота противника, а другие тактику защиты своих ворот. Самой ответственной обязанностью игроков защиты является блокировка нападающего противника, которая осваивается ими в упражнениях одного игрока против другого или в односторонней игре нападающих команды против своей защиты. Пользуясь сопротивлением игроков защиты, нападающие разучивают варианты перемещений перед площадью вратаря, отдельные тактические комбинации с использованием этой площади, способы постановки и избежания заслонов и т. д.

Разучивание возможных вариантов игры при начальном, шестиметровом, спорных бросках, а также при бросках от ворот проводится во время двусторонней игры.

В процессе учебно-тренировочных и тренировочных игр тренер должен стараться в каждом звене команды подготовить по одному ведущему игроку, которые смогут руководить игрой своего звена во время соревнований. Поэтому тренировочные занятия лучше всего проводить по звеньям, для чего игроки обеих команд могут разбиться на три подгруппы: два вратаря, четыре полузащитника, два защитника и шесть нападающих. Каждая подгруппа должна получить специальное задание, но к концу занятия зненья-подгруппы могут объединяться для совместной тренировки.

Квалифицированным игрокам, кроме общей тренировки, полезно давать еще индивидуальные задания для совершенствования в отдельных приемах техники и тактики игры. В таких случаях каждому игроку совместно с тренером нужно составлять на неделю или на месяц индивидуальный план тренировки.

Для достижения игроками более высоких спортивных результатов вся учебно-тренировочная работа по игре в ручной мяч 7 : 7 планируется по периодам. Подготовительный период начинается с середины марта или с начала апреля и продолжается 2—3 месяца. В течение первой половины его занятия проводятся в спортивном зале. В дальнейшем (обычно в начале мая) игроки выходят на площадку. Количество занятий в подготовительном периоде два-три раза в неделю. С началом календарных игр (в конце мая или в начале июня) наступает основной период, продолжающийся до конца летнего сезона. Количество занятий в нем уменьшается до одного-двух раз в неделю. После окончания спортивною сезона занятия снова переносятся в спортивный зал и проводятся уже один раз в неделю. Однако подготовка и сдача норм комплекса ГТО продолжается.

* См. раздел «Оборудование».