Не подмажешь — не поедешь

В одном месте снег чуть подтаял под лучами солнца, в другом его прихватил морозец, в третьем — размыла капель. Вот почему иной раз, начав дистанцию с хорошим скольжением, вы к середине пути замечаете, что ваши легкие лыжи стали намного тяжелей...

Выбор смазки — один из самых трудных экзаменов для гонщика и его тренера. Обычно их успешно сдают те, кто лучше подготовлен.
У лыжников есть выражение «попасть в мазь». Что же нужно знать, чтобы «попасть в мазь»? Прежде всего — свойства скользящих поверхностей. Начнем со снега.

Даже по приблизительной классификации существует больше тридцати различных структур снега — от твердого заледеневшего наста до каши из снега и воды. Но и снег с абсолютно одинаковыми кристаллами при одинаковой температуре и влажности воздуха в разных местах земного шара может оказаться совсем не одинаковым. И, конечно, условия скольжения тоже будут различными. Очевидно, это связано с тем, что вода в разных местах имеет различный состав. Правда, вода — везде вода, но примеси (пусть их будет совсем немного) повсюду свои. Вот почему так помогают лыжникам «родные» мази — ведь они созданы и много раз проверены в своих, домашних, условиях.

Недаром гонщики предпочитают пользоваться мазями хозяев лыжни. Так, на международных соревнованиях в Свердловске в 1959 году финны — обладатели всемирно известной мази «Рекс» — натирали свои лыжи советской мазью для сильного мороза, изготовленной по рецепту профессора Н. Г. Лаптева.

Итальянские мази «Роде» созданы специально для альпийского снега. Ф. Ноннес, о котором мы говорили в начале главы, выиграл главную гонку своей жизни именно в Альпах. Но ведь никто не мешал другим гонщикам пользоваться «альпийской» смазкой! И в самом деле, многие ею пользовались. Но итальянцы «воспитывались» на этих мазях, знали все их тонкости, и не мудрено, что их лыжи скользили лучше.

Если дать начинающему лыжнику самые лучшие мази (такие, которыми пользуются чемпионы), то они принесут ему мало пользы. Иметь хорошую мазь — это еще не все, нужно уметь ее применять.

Смазка плохо ложится на чистую поверхность древесины. Поэтому лыжи необходимо пропитывать смолой не реже двух раз в год. Для этого прогретую над газовой плитой, печкой или костром скользящую поверхность лыжи тщательно смазывают горячей смолой. Затем лыжу еще раз нагревают и чистой тряпкой протирают досуха.

Хотелось бы, конечно, найти такую мазь, которая «работала» бы при любой температуре, влажности и структуре снега. В зависимости от длины дистанции ее пришлось бы наносить то тонким, то толстым слоем — вот и все заботы лыжника. Но, к сожалению, такого состава пока нет. Вместо одной мази приходится применять целый комплект — обычно восемь-десять баночек.

Мази бывают жидкие и полужидкие, твердые и полутвердые. Жидкие мази глубоко проникают в поры древесины и прочно удерживаются в ней. Их применяют в оттепель, в гололед, на насте — одним словом, в таких условиях, когда мазь легко стирается. Основа жидких мазей — жидкие и твердые смолы. В полужидких мазях — твердых смол больше, а кроме того, есть добавки воска и парафина. Такую смазку применяют в тех же условиях, что и жидкую, только если гонщику предстоит пройти длинную дистанцию.

Твердые мази хороши для сухого, как порошок, снега. Так как они легко снимаются с лыж, под них наносят грунтовку — жидкие или полужидкие мази. Составы твердых мазей сложны: в их рецепт входят воски, парафин, церезин, смолы (например, канифоль). Иногда, чтобы уменьшить отдачу, в «морозные» мази добавляют каучук или резину.

Полутвердые мази лучше использовать при слегка влажном снеге. По составу они напоминают твердые, только смол в них больше.

Во многих странах, в том числе и у нас, мази подкрашивают разными красителями. Ртутный столбик опустился до минус двадцати — бери зеленый «Темп», а если на дворе пять градусов мороза, бери «Виро» синего цвета. Не правда ли, удобно: для каждой погоды — свой цвет!

Страницы: 1 2 3 4 5