История парусного спорта

...Это было во время одной из московских регат, проходивших на Клязьминском водохранилище. Толпы зрителей, собравшихся на берегу, напоминали растревоженный улей. Шум, аплодисменты, удивленные возгласы. Что же случилось? А вот что. Победителем регаты стал 14-летний мальчик. И он участвовал не в соревнованиях юношей, а в гонке взрослых, выступать вместе с которыми ему разрешили в порядке исключения. Этим мальчиком был Тимир Пинегин, которого тогда звали просто Тимой.

Тимир увлекся парусным спортом еще в школьные годы. После Великой Отечественной войны он получил аттестат зрелости и стал работать на заводе чертежником, но одновременно продолжал заниматься спортом. Росло его мастерство, рос и счет побед. Он выиграл многие регаты и десять раз становился чемпионом Москвы. В 1952 году Тимир впервые поехал на Олимпийские игры. Но его дебют в Хельсинки не состоялся. Он был только запасным рулевым. Незадолго до этого в Таллине, где наши яхтсмены готовились к Олимпиаде, Тимир познакомился с новым для Советского Союза классом яхт — «Звездным». «Звездник» ему очень понравился. Лодка была красивой, легкой, быстроходной. Пинегину захотелось самому управлять такой лодкой.

И на Олимпиаде в Хельсинки, когда он наблюдал за лучшими рулевыми «Звездников», его решение окрепло.

Вернувшись на Родину, Пинегин стал искать напарника. Помните, мы говорили, что «Звездник» рассчитан на двух человек — рулевого и матроса? Рулевым стал сам Тимир, а матросом он взял Федора Шуткова.

До встречи с Пинегиным Шутков успел приобрести немалый опыт. Он выступал во многих соревнованиях и был очень находчивым и смелым. Когда во время одной йз гонок в Хельсинки на яхте, где Шутков был матросом, выскочила одна из распорок на мачтэ, так называемая краспица, Шутков вскарабкался наверх, установил краспицу на место и держал ее руками. Три часа провисел он на мачте — все время, пока его рулевой продолжал гонку. Словом, Шутков был матрос замечательный.

Пинегин и Шутков составили дружный экипаж. Они одержали множество побед, из которых самой большой была победа на XVIII Олимпийских играх в Неаполитанском заливе в Италии в 1960 году. У них было там много опасных соперников — чемпионы мира, прежние олимпийские чемпионы и другие, но Пинегин и Шутков выступили лучше всех.

Прекрасные качества Шуткова внесли большой вклад в олимпийскую победу нашего экипажа. Но еще больше сделал для нее Пинегин. Он — инженер-конструктор по кораблестроению. Занятия спортом помогают ему в работе. С другой стороны, профессия Пинегина позволяет ему успешно выступать на соревнованиях яхтсменов. Ведь он отлично знает законы аэродинамики — науки, которая нужна и летчикам, и морякам. Он отлично разбирается в чертежах и сам проектирует конструкции кораблей, яхт и буеров.

После победы Пинегина и Шуткова, а также успешного выступления их товарищей по команде (серебряную медаль на «Финне» завоевал Александр Чучелов, призерами Олимпиады стали Александр Шелковниковов и Виктор Пильчин, выступавшие на «Летучем голландце») советский парусный спорт получил признание во всем мире.

СССР — большая парусная держава. Рек, озер и морей в Советском Союзе много, достаточно построено и яхт. Лодок олимпийских классов в нашей стране больше, чем в любой другой. Советский олимпийский флот состоит из 120 «Пятерок», 300 «Звездников», 500 «Летучих голландцев», 600 «Драконов» и 1200 «Финнов». К этому нужно прибавить еще тысячи яхт национальных классов, то есть таких, которые есть только у нас.

В странах, где теплый климат, яхтсмены могут тренироваться круглый год. У нас же суровая зима почти на шесть месяцев отнимает у спортсменов водоемы. И в это время мастера парусного спорта пересаживаются на буера — яхты, поставленные на три конька. Теперь яхта двигается не по воде, а по льду, но все равно с помощью парусов. Так что навыки приобретаются те же, а интереса не меньше: скорость буеров достигает почти 100 километров в час.

Страницы: 1 2 3 4