Плавание

Современные тенденции в развитии плавания позволяют рассматривать этот вид спорта как спорт юных. В плавании возможны не только исключительно ранняя специализация, но и достижение высоких спортивных результатов в подростковом и юношеском возрасте. Морфологические особенности организма в этом возрасте обусловливают в специфических условиях водной среды развитие высокой работоспособности.

В каждом олимпийском цикле обновляются составы национальных команд за счет молодых пловцов. Ряды сильнейших пловцов все чаще пополняются юными спортсменами, которые занимают (особенно девушки) призовые места в соревнованиях.

Анализ спортивных достижений участников олимпийских игр и других крупных международных соревнований показывает, что, как правило, серьезных успехов в спорте добиваются лишь те спортсмены, которые имеют очень высокую работоспособность, в совершенстве владеют современной техникой и обладают должной психологической устойчивостью. Совершенно естественно, что этого можно достичь лишь при ранней спортивной специализации, в условиях многолетней рациональной тренировки, в процессе которой решаются важнейшие задачи подготовки юных пловцов — олимпийских резервов.

Ранняя специализация в плавании не означает односторонность спортивной подготовки. Правильная система тренировки юного пловца предусматривает использование такого большого разнообразия средств физического развития и совершенствования качеств двигательной деятельности, которое позволяет избежать «натаскивания» на результат. Вместе с тем все применяемые методы и методические приемы должны быть нацелены на подготовку к высоким достижениям в избранном виде спорта.

Ранняя специализация в плавании требует не только исключительно квалифицированного решения педагогических задач, но и тщательного врачебного контроля. Для рационального управления сложным процессом подготовки пловцов международного класса, безусловно, огромное значение имеет синтез передового педагогического опыта и результатов научных исследований. На современном этапе развития спорта возрастает роль медико-биологических исследований, данные которых составляют естественнонаучную основу многих теоретических и практических проблем тренировки.

На протяжении ряда лет авторами этой книги проводились комплексные педагогические и врачебные исследования, послужившие научной основой для разработки важных проблем, связанных с системой подготовки юных пловцов (вопросы спортивного отбора и ориентации, режима и методики тренировки, методы врачебного контроля за юными пловцами и др.).

Как известно, в подготовке юных пловцов существенно увеличился объем плавательных нагрузок, что уже оказало положительное влияние на рост спортивных результатов. Интенсификация тренировочного процесса, характерная для последних лет, касается общего объема, интенсивности и плотности тренировочных нагрузок. Это обеспечивает развитие приспособляемости организма к значительным мышечным напряжениям на всех этапах становления спортивного мастерства. Но совершенствование системы подготовки в плавании не может ограничиться только увеличением объемов применяемых нагрузок. Огромное значение имеет рациональный подбор средств, методов и методических приемов при использовании больших объемов плавательных упражнений. В связи с этим в разделе «Пути дальнейшего совершенствования методики тренировки юных пловцов» преимущественное освещение получили вопросы, относящиеся к структуре тренировочных нагрузок на разных этапах годового цикла тренировки и в многолетней подготовке юных пловцов.

Согласно проведенным исследованиям, структура тренировочных нагрузок, т. е. соотношение основных параметров (объема, интенсивности), и их изменение в процессе отдельных циклов тренировки являются одним из решающих факторов рационального планирования тренировочного процесса юных пловцов.

Полученные данные показывают, что основное значение для достижения высоких спортивных результатов имеет уровень развития специальной выносливости, что обусловливает необходимость комплексного развития ряда определяющих ее качеств, в первую очередь общей выносливости, силовой выносливости и быстроты.

Большой интерес для практики представляют результаты многолетних врачебных наблюдений за юными пловцами, прошедшими первоначальные этапы спортивной специализации и достигшими высоких спортивных разрядов.

В разделе «Влияние занятий плаванием на организм юных пловцов» характеризуются морфологические и функциональные особенности детского организма и его адаптационные изменения, связанные с длительными занятиями плаванием; выявляется роль генетических факторов, благоприятствующих успешной деятельности в Избранном виде спорта; рассматривается ряд предпатологических и патологических состояний, которые препятствуют регулярной тренировке, а иногда ведут к отсеву способных юных пловцов.

Немаловажное значение для общей оценки эффективности применяемых методов тренировки имеют наряду с показателями состояния здоровья данные об уровне развития общей работоспособности и специальной тренированности юных пловцов. В соответствующих разделах книги дается оценка уровня развития общей работоспособности и специальной тренированности юных пловцов по результатам тестирования в лабораторных и естественных условиях спортивной деятельности. Полученные результаты основаны на использовании моделей нагрузок, в наибольшей мере отвечающих задачам обследования юных пловцов. Авторами предложена комплексная оценка специальной тренированности пловца, основанная на учете результативности выполнения теста и показателя адаптации организма к предлагаемым нагрузкам.

Впервые в практике наблюдений за юными пловцами специально изучались гормональные механизмы регуляции мышечной деятельности при плавании. Специальный раздел книги знакомит с некоторыми результатами этих исследований. Значение гормональной регуляции в приспособлении организма к требованиям, предъявляемым современной, тренировкой в плавании, наглядно подтверждается существенными изменениями функционального состояния симпато-адреналовой системы в ходе тренировки.

Авторами рассматривается такой важный показатель, помогающий рационально планировать нагрузки в различных циклах тренировки, как напряженность процесса адаптации организма к различным тренировочным нагрузкам в плавании.

В различных разделах книги уделено внимание вопросам, связанным со спортивным отбором и ориентацией в плавании. В них приводятся данные об уровне требований, предъявляемых к организму современной системой подготовки юных пловцов высоких разрядов.

Не подлежит сомнению, что большую роль в успехе спортивного совершенствования играет индивидуальная одаренность. Научно обоснованный спортивный отбор может выделить из большой массы юных пловцов спортсменов, хотя и не имеющих на начальном этапе подготовки высоких результатов, но обладающих качествами, которые позволят им в дальнейшем (после предварительных этапов подготовки) вырасти в течение олимпийского цикла до уровня пловцов международного класса.

Несомненно, выявление талантливых юных пловцов должно осуществляться тренерами в тесном контакте со специалистами в области медицины, физиологии, психологии и других наук.

Естественно, при всей важности рационального спортивного отбора и ориентации главную роль в воспитании высококвалифицированных пловцов играет правильная система их подготовки.

В заключительном разделе излагаются (как результат обобщения проведенных педагогических и врачебных исследований) основные факторы, способствующие успешному спортивному совершенствованию юных пловцов.

В данном сборнике публикуются материалы, освещающие вопросы организации и методики, направленные на повышение профессиональной квалификации тренеров по плаванию, нацеливающие их на более качественную подготовку советских пловцов к международным соревнованиям, и особенно к Московским олимпийским играм 1980 г.

Как и в предыдущих сборниках, настоящий выпуск продолжает знакомить читателей с передовым опытом учебно-тренировочной работы в плавательных бассейнах страны, с опытом работы лучших советских тренеров, с результатами научных исследований в области плавания. Освещаются также основные спортивные события и мероприятия по плаванию.