Как предотвратить преждевременный уход пловца из большого спорта (по иностранным источникам)

За последние годы в зарубежной прессе  (особенно в США) публикуется много материалов, в которых дискутируется вопрос о том, как предупредить «сгорание» юных пловцов. Под этим подразумевается преждевременный уход из большого спорта юношей и девушек, так и не достигших потолка своих потенциальных возможностей. Многие авторы объясняют это тем, что большие физические нагрузки и многочасовые тренировки в бассейнах утомляют юных пловцов. Так, X. Кларк пишет в журнале «Свимминг техник», что в США «возрастные группы постепенно стираются, число их уменьшается, а объем нагрузок увеличивается, и это наносит ущерб спорту».
Другие тренеры уверяют, что юноши и девушки отводят плаванию определенное количество лет. И если за эти годы они не достигают большого успеха, то у них теряется интерес к спортивному плаванию и они прекращают тренировки. Психологи объясняют это тем же, подчеркивая, что потеря интереса и скука наступают тогда, когда выполняемая работа не подкрепляется положительными эмоциями, рождаемыми ростом достижений, победами.
Некоторые специалисты ищут причины преждевременного ухода пловцов из большого спорта в слишком раннем начале тренировки. Однако исследования Дж. Шоклея и Б. Габриэлсона, проведенные в последние годы над участниками национальных первенств США, показали, что средний возраст, в котором сильнейшие пловцы начинали тренировку, — 8— 10 лет; 31,8% всех участников начали тренироваться в плавании с 8 лет и раньше, 28,6% — в возрасте 9—10 лет. Сравнивая эти данные с полученными раньше, они отмечают, что «прослеживается явная тенденция ко все более раннему началу занятий спортивным плаванием», рассматривая это как положительный факт. С ними соглашаются Р. Шлифауер и М. Робба. Первый из них утверждает, что 6-летние дети должны уже владеть основами техники всех четырех способов плавания. А М. Робба подчеркивает важность раннего овладения двигательными навыками в плавании, потому что это облегчает будущим чемпионам воспроизведение сложных двигательных структур, с которыми связано высшее мастерство пловцов.
Из сказанного следует, что не в раннем начале занятий по плаванию нужно искать причины «сгорания», а в педагогическом мастерстве тренера-воспитателя. Б. Макафферти приводит любопытные данные: за 4 года 50% американских спортсменов национального уровня мастерства оставили плавание. Этим пловцам было предложено назвать одну из 10 различных причин ухода. Анализ ответов показал, что 8 из 10 причин относятся к так называемому «внешнему давлению», а не к изнурительным интенсивным тренировкам. Под «внешним давлением» они разумеют воздействие тренеров и родителей, которые требовали высоких результатов, проявляли раздраженность по поводу неудач пловца, возмущались тем, что не оправдывались возлагавшиеся на него надежды. Такое отношение угнетало спортсмена, вызывало отрицательный стресс, неудовлетворенность, снижало желание тренироваться и в конце концов привело к решению бросить большой спорт. Такое мнение высказывает абсолютное большинство лучших пловцов США, покинувших бассейны, так и не достигнув чемпионских титулов.
Таким образом, на первый план выступают психологические мотивы, что свидетельствует о важнейшем значении умения тренера правильно строить психологическую подготовку своих учеников.
Интересные суждения по этому острому вопросу современного плавания можно встретить в статье известного в США специалиста плавания Г. Форсита «Сгорание: психическое или физиологическое?», опубликованной в журнале «Свимминг техник». Он подчеркивает, что проблема «сгорания» не является для ребенка врожденной и может быть разрешена. Положение тренера позволяет ему действовать таким образом, чтобы при достижении той или иной цели юный ученик всегда чувствовал положительное «психологическое подкрепление» (в виде похвалы или одобрения). Упрек же, наказание, неодобрение играют отрицательную роль.
Необходимо, чтобы тренер хорошо изучил своего ученика и всегда мог учитывать его «психологическую сферу», характер, настроение. Обращая внимание тренеров на это важное обстоятельство, Г. Форсит пишет: «Обеспечивая в определенное время соответствующее подкрепление, тренер, разбирающийся в психологии, может создать обстановку, в которой ребенок никогда не устанет от спорта. Я считаю. что при правильном применении психологических принципов можно продлить спортивную карьеру пловца. Может показаться, что причиной «сгорания» является тот факт, что большую часть своего времени спортсмен посвящает занятиям спортом. Однако дело совсем не в этом. Пловец «сгорает» потому, что больше не получает необходимого положительного подкрепления, в котором нуждается, чтобы оправдать все то, что он вкладывает в спорт».
Часто разочарование вызвано слишком большой надеждой пловца достигнуть того, на что он, в сущности, не способен. Такая надежда появляется под влиянием родителей, тренеров и друзей по команде и также может носить положительный или (что чаще) отрицательный характер. Важно, чтобы юный спортсмен всегда реально относился к целям, которые ставит перед собой. Тренер, родители или друзья, которые безответственно заставляют ребенка поверить, что он должен делать то, что фактически сделать не в состоянии, оказывают вредное влияние на юного пловца.
Большое значение придает Г. Форсит различного рода поощрениям. Чтобы удержать пловцов в спорте, пишет он, с успехом могут использоваться как внешние, так и внутренние поощрения. К внешним относятся не только медали и трофеи, но и различные спортивные встречи и поездки. Этот вид поощрения имеет большой вес в решении, оставить или продолжить занятия спортом. Однако внешние вознаграждения ограничены наличием материальных фондов. Внутренние поощрения не требуют денежных затрат и в конечном счете являются самым эффективным средством в подготовке пловцов. Тренер должен так построить свою работу, чтобы каждый ребенок чувствовал, что плавание для него полезно. Тренер может говорить о значении физической подготовленности и о преимуществах, получаемых от тренировок. Как только ребенок начал заниматься плаванием, само посещение тренировок может стать для него внутренним вознаграждением. Но самым ценным поощрением автор считает спортивный успех пловца.
Итак, для тренера, утверждает Г. Форсит, очень важно хорошо знать своих воспитанников и к каждому из них иметь индивидуальный подход. Одновременная работа с большими группами квалифицированных пловцов мешает осуществлению индивидуального подхода и приводит к снижению качества тренировки. Особенно опасна тренировка по общему коллективному плану, построенная на максимальных нагрузках. В таких случаях для определенного количества пловцов она обязательно окажется несоответствующей индивидуальной подготовленности. В результате жесткой конкуренции и «изнашивания» как ее следствия происходит в большом проценте случаев «сгорание» спортсменов.
В заключение приведем высказывания по этому вопросу американских тренеров Д. Ханнулы и Д. Хеллера, взятые из журнала «Свимминг техник»: «На занятиях тренер должен работать с малыми группами пловцов одной квалификации. Тренировки больших групп для получения максимальных прибылей от платы за обучение препятствуют росту результатов и контакту тренера с пловцами. В США большое количество пловцов, но недостаточно преданных делу и знающих тренеров... Вероятно, избавление от «рвачей» в некоторых клубах в целом принесло бы только пользу...»

Тренируются вероятные претенденты на олимпийские медали в Монреале (по иностранным источникам)