Джонни Вайсмюллер

...Тишину и полумрак тропического леса нарушает громкий гортанный крик. Среди исполинских деревьев, опутанных лианами, с поразительной ловкостью пробирается человек... На его пути словно нет никаких преград. Вот он прямо с дерева прыгает в озеро, кишащее крокодилами, и с такой же легкостью, как мчался по деревьям, стремительно переплывает его.

Джонни Вайсмюллер в фильме Тарзан

Это эпизод из кинофильма. Одно время все экраны мира заняли многосерийные «похождения Тарзана». Роль сына джунглей исполнял феноменальный пловец своего времени двукратный олимпийский чемпион Джонни Вайсмюллер. Его рекорды долго поражали воображение всех любителей плавания.

На 15-летнего широкоплечего, худощавого и длиннорукого подростка в бассейне Иллионского клуба обратил внимание знаменитый тренер Вильямс Бархах. Тренер давно искал высокого, гибкого, «змеиного типа», ученика, который мог бы решить его творческие поиски в усовершенствовании способа плавания кролем.

Бархах не ошибся — юноша оказался талантливым учеником. Результаты тренировки превзошли все ожидания самого тренера. Вскоре Вайсмюллер в совершенстве овладел новой техникой плавания и начал выступать на соревнованиях. Вайсмюллер осуществил мечту всех пловцов проплыть стометровую дистанцию быстрее минуты. Он был также первым пловцом в мире, который преодолел второй труднейший рубеж — проплыл 400 метров меньше чем за 5 минут. Его мировой рекорд на 100 ярдов не был превзойден более двадцати лет, а мировой рекорд на 100 метров — 57,4 секунды — безуспешно штурмовали все пловцы в течение целого десятилетия. Сохраняя блестящую спортивную форму, Джонни Вайсмюллер с неизменным успехом выступал на Олимпийских играх в Париже и Амстердаме. Но почему он бросил плавание и начал карьеру «кинозвезды» Голливуда? Вайсмюллер перевоплотился в героя джунглей Тарзана и стал одним из самых популярных героев приключенческих кинофильмов. О его гонорарах за киносъемки и трюки в джунглях ходили легенды. Но могло ли это продолжаться всю жизнь? Через несколько лет Джонни стал полнеть, его мышцы теряли красоту и упругость, Вайсмюллер уже не мог, как прежде, стремительно прыгать по веткам деревьев. В 40 лет Вайсмюллеру пришлось перестать быть Тарзаном, и Голливуд навсегда захлопнул двери перед своим бывшим кумиром.

VIII Олимпийские игры, принесшие мировую славу Пааво Нурми, вписали в историю спорта еще одно имя — Джонни Вайсмюллера.

В детстве Джонни был хилым, болезненным ребенком. Однажды родители привели его к врачу. Доктор осмотрел Джонни и сказал:
—     Займись-ка, ты, дружок, спортом, ну хотя бы плаванием. Бассейн для тебя — лучшая больница, а плавание — лучшее лекарство.

Джонни стыдно было признаться, что он не умеет плавать.
—     Благодарю вас, мистер, — вежливо сказал он, — плавание — как раз мой любимый спорт.

Джонни не пошел в бассейн. На другой день прохожие с удивлением видели мальчугана, барахтавшегося в речке на окраине Чикаго. Научившись кое-как плавать, Джонни решил: «Теперь можно и в бассейн».

Сначала сверстники посмеивались над этим неуклюжим пареньком.
—     Эй ты, долговязый, — кричали ему, когда он осторожно спускался по лесенке в воду, — смотри не утони!

Джонни и в самом деле плавал очень плохо. Но тренер Вильям Бахрай, готовивший команду для Олимпийских игр, сумел разглядеть в слабеньком, худощавом подростке будущего пловца. Джонни как будто самой природой был создан для плавания. У него была «обтекаемая» фигура, а главное — сила воли, упорство, без которых ни один человек не. сумеет достигнуть в спорте успехов. Тренер сразу же подметил это в характере Джонни и стал учить его плаванию.

Вскоре Джонни Вайсмюллер плавал лучше всех своих товарищей. Но он хотел плавать быстрее всех, даже быстрее знаменитого Дюка Каханамоку, олимпийского чемпиона 1912 года. Этого жителя Гавайских островов считали не только лучшим пловцом того времени, но и одним из создателей самого быстрого способа спортивного плавания—кроля. Когда на Олимпийских играх в Стокгольме он проплыл 100 метров за 1 минуту 3,4 секунды (в то время это был мировой рекорд скорости), многие говорили:
—     Он плывет совсем не так, как другие. Но как?

В голубоватой воде бассейна трудно было уловить глазом быстрые движения пловца. Зрители видели лишь сильные взмахи то одной, то другой руки, проносящейся по воздуху, и маленькие пенистые водовороты там, где ударяли ноги. Казалось, пловец очень быстро ползет по воде. Поэтому новый способ плавания назвали кролем, что по-английски — «ползание».

Джонни Вайсмюллер постарался изучить именно этот быстроходный способ плавания. При этом он подражал Дюку Каханамоку и другим сильнейшим пловцам мира, о которых читал в спортивных журналах.
—     Мне не хватает скорости, — огорченно говорил он своему тренеру.
—     Работать нужно не для скорости, а для стиля, — отвечал тренер,— будет правильный стиль, придет и скорость. И запомни, не следует слепо подражать даже такому отличному пловцу, как Дюк Каханамоку. То, что, быть может, хорошо для одного, не годится для другого. Надо создавать свой стиль.

И они сообща снова принимались за работу.

Изучая стиль Каханамоку, Джонни обратил внимание на то, что пловец слишком сильно прогибается в спине и держит голову высоко над водой. Посоветовавшись с тренером, он решил, что будет лучше, если голову опустить как можно глубже в воду, до самых бровей. «Выгоднее плыть так, — рассуждал он, — чтобы тело испытывало как можно меньше сопротивления. А для этого в воде надо лежать горизонтально. Тогда лобовое сопротивление уменьшится, и плыть станет легче».

В ту минуту, когда нужно было сделать вдох, Джонни поворачивал лицо в сторону, а затем снова опускал его в воду и делал выдох. Воздух пузырьками поднимался кверху. Он плыл ритмично, ноги его поочередно быстро и сильно ударяли сверху вниз, руки выносились вперед, как бы подтягивая тело. Это и был кроль, но кроль усовершенствованный, в то время самый быстрый и самый выгодный способ плавания.

Джонни не сразу освоил новый, созданный им стиль плавания. Сначала он плыл, держась руками за доску и работая только ногами. Затем тренер просовывал его ноги в резиновую трубку и заставлял грести только руками. Он показывал ему, как надо правильно брать старт, плыть на повороте.

На Олимпийские игры 1924 года Джонни Вайсмюллер привез свой усовершенствованный кроль. Хотя соперники у него были и опытные — первый среди них Дюк Каханамоку, —  Вайсмюллер твердо верил, что новый способ плавания принесет ему успех.

Соревнования в бассейне должны были не только выявить победителя, но и решить, чей стиль лучше. Дюк выступал по-своему, а Джонни по-своему, хотя оба плыли кролем. И секундомеры подтвердили преимущество нового, усовершенствованного кроля. Вайсмюллер проплыл сто метров за 59 секунд.

Результат Каханамоку в этом заплыве был значительно хуже — 1 минута 1,4 секунды. Секундомеры подтвердили не только победу Вайсмюллера, но и превосходство его стиля.

На дистанции четыреста метров Джонни вступил в борьбу с такими прославленными пловцами, как швед Арне Борг и австралиец Эндрю Чарлтон. И все же он выиграл у них на этой дистанции и установил новый олимпийский и мировой рекорд — 5 минут 4,2 секунды. Этим он окончательно закрепил за собой звание сильнейшего пловца мира.

Четыре года спустя на Олимпийских играх в Амстердаме Джонни Вайсмюллер снова завоевал золотые медали — в плавании вольным стилем на 100 метров и в эстафете 4 х 200 метров.

Это ни для кого не было сюрпризом. К его победам начали привыкать, и было бы странным, если бы в каком-либо соревновании победителем стал не Джонни, а кто-либо другой.

Дальнейшая судьба этого замечательного пловца похожа на судьбы многих выдающихся спортсменов капиталистических стран. В тридцатых годах в Америке снимался кинофильм «Тарзан». Джонни Вайсмюллера пригласили играть главную роль Тарзана. Предприниматели купили его спортивный талант. Он должен был прыгать, плавать, карабкаться на деревья. Все это он проделывал с большим искусством. Но от спорта Джонни постепенно отдалился: он перестал участвовать в состязаниях, его рекорды один за другим исчезали из таблицы. И только в летописях Олимпийских игр осталось имя выдающегося пловца своего времени «человека-рыбы» — Джонни Вайсмюллера.