Этот неистовый тренер из Чувашии

— Чебоксары в четверке сильнейших — вот одна из сенсаций нынешней «Комсомолки», — восторженно сказал мне один из столичных корреспондентов, перелистывая только что сброшюрованные итоговые протоколы традиционных всесоюзных соревнований по плаванию на призы газеты «Комсомольская правда», проведенных с 26 февраля по 2 марта 1975 года в 50-метровом бассейне ленинградского СКА.
—       Они сделали отличный скачок вперед, — подтвердил я. — На таких же соревнованиях годом раньше Чебоксары заняли 16-е место, а до того они были еще дальше.
—       Удивительно! Взгляните, чебоксарский «Спартак» опередил все ДЮСШ плавания Москвы, в том числе и такие известные, как ЦСКА и «Динамо». Вот тебе и Чебоксары!


—       Вы еще больше удивитесь, — заметил я корреспонденту, — если обратите внимание на количество очков, завоеванных пловцами Чебоксар, — 320! Это почти в два раза больше, чем получили на «Комсомолке» все спортивные школы плавания Армении, Молдавии, Туркмении, Эстонии и Киргизии, вместе взятые, насчитывающие у себя до 50 плавательных бассейнов и более сотни штатных тренеров.
—       А чебоксарский «Спартак», насколько мне известно, — заметил мой собеседник,— имеет всего один 25-метровый бассейн с «лягушатником».
—       Совершенно верно! Получается, что пловцы одного бассейна выступали против пловцов 50 и выиграли. Вот наглядный показатель высокой эффективности работы тренерского коллектива.
—       Кто же возглавляет этот коллектив?
—       Надеждин Ростислав Гаврилович, тренер, который несколько лет назад никому не был известен, а в последние 2—3 года регулярно готовит молодых мастеров спорта в сборную команду страны. Он один из лауреатов проведенного в 1974 году всесоюзного конкурса тренеров по плаванию и награжден специальной медалью Спорткомитета СССР.
—       Молодой, вероятно?
—       Не сказал бы... Но стаж тренерской работы с пловцами небольшой. Хотите дальше удивляться?
—       А что?
—       Ростислав Гаврилович по специальности — лесничий.
—       Лесничий?
—       Представьте себе, да. Он окончил Поволжский лесотехнический институт.
—       Как же он стал тренером?
Этого и я не знал. Воспользовавшись тем, что Ростислав Гаврилович вместе со своими учениками — участниками соревнований на призы газеты «Комсомольская правда» приехал в Ленинград, я встретился с ним в конце соревнований в ленинградском бассейне и в нашей продолжительной беседе услышал много интересного и поучительного.

Тренер Р. Г. Надеждин (Чебоксары)

Я знал, что в настоящее время руководители спортивных организаций оценивают деятельность каждого из более чем пяти тысяч советских тренеров плавания по тому, как успешно он готовит учеников к участию во всесоюзных соревнованиях. Для этого пловец должен пройти серию отборочных соревнований и выполнить довольно высокие «проходные» нормативы. Тренер с небольшим стажем работы бывает доволен, когда хотя бы один его ученик завоюет право участвовать во всесоюзных соревнованиях. А добившись этого, начинает мечтать, чтобы его воспитанник попал в один из двух финалов соревнований по 24 дистанциям. Только в этом случае он принесет команде зачетные очки. В ленинградских всесоюзных соревнованиях участвовало свыше 300 сильнейших пловцов страны. Около половины из них попали в финалы. Они представляли 51 ДЮСШ плавания и являлись учениками почти 80 тренеров различных городов страны. Большинство из этих тренеров смогло подготовить к «Комсомолке» всего по одному пловцу и только около 30 — по два и больше. Среди них был и Ростислав Гаврилович Надеждин.
— Много ли стартует здесь ваших учеников? — спросил я у Ростислава Гавриловича.
—       Пятеро. Они завоевали 9 мест в финальных заплывах. Лучше других выступили Ира Александрова, Зина Бахтина и Таня Одюкова.

Тут я вспомнил, что спортивная известность пришла в Чебоксары после успешных стартов в 1973 году нескольких юных пловцов, и особенно чувашки Тани Одюковой. Ей не было 14 лет, когда она стала мастером спорта СССР, заняла призовые места по младшей группе во всесоюзных соревнованиях и вошла в состав сборной юношеской команды СССР. На традиционном «матче Дружбы» юных пловцов 8 социалистических стран, состоявшемся тем летом в болгарском городе Велингтоне, Таня успешно выступила в финальном заплыве на 100 м брассом — с результатом 1.19,0 она завоевала золотую медаль. Чуть ли не одновременно с ней на всесоюзной арене появилась кролистка Зина Бахтина — победительница финала весенней «Комсомолки-74» в плавании на 800 м вольным стилем. Она также вошла тогда в состав сборной команды страны.

В 1974 году еще две юные чебоксарские спортсменки стали кандидатами в сборную команду страны по плаванию — Ольга Митрофанова и Ирина Александрова, специализирующиеся в баттерфляе и в комплексном плавании. Если в 1973 году в десять лучших достижений страны вошло 3 результата чебоксарских пловцов, то в 1974 году — уже 8. А теперь, в Ленинграде, на «Комсомолке-75», спортсменки из Чувашии не раз поднимались на пьедестал почета. Это были ученицы Ростислава Гавриловича Надеждина.
—       Приятно видеть своих учеников среди победителей. В такие минуты не пожалеешь о выборе профессии тренера, — сказал я.

Ростислав Гаврилович, поняв, что я имел в виду смену им профессии, стал рассказывать о себе.
—       Когда я после войны приехал в Йошкар-Олу и поступил в лесотехнический институт, профессия спортивного тренера у нас еще достаточно не обрисовалась. Со спортсменами занимались либо их друзья по спорту, либо любители-общественники. В те годы и я увлекался спортом. Любил плавать кролем — даже первый разряд имел, — увлекался лыжами Когда мне исполнилось 22 года, я получил диплом инженера. Это было в 1952 году. Тогда же, на всероссийских соревнованиях по плаванию в Туапсе, выступая за команду Йошкар-Олы, я вошел в финал заплыва на 100 м вольным стилем, но мой результат — 1.07,0 — не позволил подняться на пьедестал победителей. Этот случай запал мне в душу, пробудил острое желание «жить спортом». Но... потребовалось уехать из города, чтобы начать службу инженера лесного хозяйства. А в лесу какое плавание!
—       И долго вы работали лесничим?
—       Почти 13 лет. В лесу я много ходил, бегал на лыжах. Именно бегал, тренировался!

Потому что продолжал мечтать о жизни в спорте. И представьте себе: в 35 лет получил звание мастера спорта СССР по лыжам. Тут-то я твердо решил никогда не порывать со спортом. Стал заочно учиться в Московском институте физкультуры. Суровая жизнь в лесу приучила меня к твердому режиму, дисциплине и настойчивости. Это помогло мне успешно закончить физкультурный вуз.


—       Но для чего нужен был диплом преподавателя физкультуры в лесу? — спросил я.
—       Тогда я уже переехал на работу в Чебоксары. Хотя бассейна в городе еще не было, я собрал группу юных пловцов и стал заниматься с ней в общественном порядке. Летом мы плавали, а зимой тренировались на лыжах, занимались гимнастикой. А когда в январе 1968 года у нас закончилось строительство первого крытого бассейна ДСО «Спартак» и там была создана ДЮСШ плавания, меня пригласили занять ответственный пост директора этой школы, а одновременно и работать тренером по плаванию. Вот и вся история о том, как лесничий стал тренером по плаванию,— улыбнувшись, заключил Ростислав Гаврилович.
—       Смелый шаг в жизни! — не удержался я. — Ведь вам было уже под сорок, когда вы переключились на совершенно новый характер деятельности!
—       Да, но внутренне я был готов к ней еще в молодые годы. Работая в лесу, выписывал и читал все литературные новинки по спорту, особенно по плаванию и лыжам, был в курсе всех спортивных событий. А когда я принял предложение занять в «Спартаке» штатную должность, то хорошо представлял перспективу. Я знал, что по крайней мере 5 лет уйдет на организацию и становление нового для Чебоксар дела. И твердо верил, что оно развернется, будет интересным, полезным и, главное,  даст результаты. А иначе зачем бы я менял профессию? Я не рисковал, а твердо верил в успех. И мне в этом помог отличный коллектив работников нашего чебоксарского бассейна. Все мы живем общим делом — воспитания, подготовки юных пловцов, вкладываем в него все свои силы, знания и умение, не считаясь с личным временем. И мы счастливы, что уже смогли кое-чего добиться. В нашей ДЮСШ плавания уже подготовлены 9 юных мастеров спорта.

Да, коммунист Ростислав Гаврилович не бросался словами. Созданная под его руководством система организации учебно-спортивной работы с юными пловцами достойна самого пристального изучения и широкого распространения. В чем ее суть?
Проработав несколько лет в ДЮСШ плавания, Ростислав Гаврилович убедился, что без детской учебной ванны (она не была предусмотрена проектом строительства спартаковского бассейна) добиться желаемых результатов не удастся. Много сил и хлопот потребовалось, чтобы в таком небольшом городе, как Чебоксары, «пробить» дополнительное сооружение. Но помогли партийные органы, и в 1971 году в строй вступил 20-метровый детский «лягушатник». В нем во всю ширь развернулось массовое обучение плаванию дошкольников и младших школьников. Ежегодно через руки тренеров ДЮСШ плавания проходило 1000—1500 новичков. Лучшие из них включались в учебные группы спортшколы и начинали заниматься в большой ванне бассейна.

Долгое время не удавалось спланировать регулярные двухразовые в день учебно-тренировочные занятия в бассейне. Ученикам не хватало для этого времени. Известно, что в 1972 году вышло постановление Спорткомитета СССР, рекомендовавшее всем следовать опыту создания при бассейне ленинградского СКА и в общеобразовательной школе № 94 специализированных спортивных классов, укомплектованных пловцами. В Чебоксарах немедленно приняли этот опыт на вооружение. Мало того, тут развили и углубили начатое ленинградцами дело. Вместе с директором общеобразовательной школы № 32 Сергеем Михайловичем Егоровым Ростислав Гаврилович организовал спортивные классы не только для старшеклассников, но и для всех школьников — с 1-го по 10-й класс. Вся 32-я школа стала комплектоваться юными пловцами, в том числе и первые классы. Это стало возможным после того, как в чебоксарском «лягушатнике» началось массовое обучение плаванию дошкольников — воспитанников местных детских садов.

Трудности? Они были. Главная из них — не все юные пловцы стабильно сохраняли свою увлеченность плаванием, не все прогрессировали. И это в ряде городов приводило к тому, что спортивные классы, специализирующиеся в плавании, распадались. Но в Чебоксарах цепко ухватились за систему специализированных классов. Выход был найден.
— Не беда, если ученик где-то в шестом или седьмом классе окажется бесперспективным для дальнейшего прогресса в плавании, — продолжал рассказ Ростислав Гаврилович.— Такой ученик оставался в спецклассе, только не числился больше в ДЮСШ плавания. Он вместе с классом продолжал приходить в бассейн, немного плавал, а остальное время был помощником тренера, привлекался как судья -еженедельных соревнований — курсовок, в которых обычно участвуют все ученики нашей спортшколы. Некоторые из таких учеников переключались зимой на лыжи, летом — на бег или гимнастику. Так или иначе, но спортивные классы мы не переукомплектовывали. Тем самым мы  оберегали детей и их родителей от морального травмирования и сохраняли в 32-й школе единое для всех классов расписание уроков по общеобразовательным предметам в сочетании с двухразовыми в день тренировками в бассейне — по принципу «классов с продленным учебным днем».
—       Двухразовые тренировки проводятся у вас с первого класса? — спросил я.
—       Нет, первые три класса — это наши своего рода «подготовительные группы», в которых мы тщательно изучаем учеников, их одаренность, трудолюбие, прилежание и другие качества. Эти «подготовишки» занимаются в бассейне по одному разу в день. С четвертого класса начинаются двухразовые занятия в бассейне. Мы создали сейчас полный 4-й и полный 5-й классы олимпийского резерва-80, которые уже начали готовиться к Московской олимпиаде. Своих тренеров прикрепляем к классам. Скажем, 4-й класс ведет Владимир Кириллович Антонов, 5-й — Виталий Васильевич Михайлов. У них уже появились призеры всесоюзных соревнований «Веселый дельфин», например 11-летняя баттерфляистка Оля Корякина.
—       Как же вы распределяете между ними двухразовые в день занятия в одном бассейне?
—       В этом главное преимущество того, что у нас вся школа специализированная. К 6.30 утра на первую полуторачасовую тренировку приходят 5-й и 6-й классы, второй раз они плавают с 16 до 18 часов. 7—10-й классы тренируются сразу после них, по 2 часа утром (с 8 до 10 часов) и столько же вечером (с 18 до 20 часов). Четвертый класс с 8 утра начинает занятия в школе и после 4-го урока приходит в бассейн, где с 12 часов плавает, потом возвращается в школу — обедает, отдыхает и под руководством учителя выполняет школьные домашние задания, после чего опять идет в бассейн на вторую тренировку. Таким образом, ученики наших специализированных классов проводят в школе 7—8 часов — занимаются общеобразовательными предметами, питаются, отдыхают и проходят самоподготовку. И когда вечером дети возвращаются домой, родителям не приходится задавать вопрос, выучены ли уроки.
—       А как же со специальной гимнастикой?
—       Она у нас проводится круглый год в зале, перед одной из тренировок в воде. Среди всех школ города наша уже несколько лет подряд держит первенство по лыжам и «многоборью ГТО». Но это лишь отдельные шаги к заветной цели... — мечтательно проговорил Ростислав Гаврилович.
—       В чем же эта цель?
—       Подготовить к Московской олимпиаде нескольких реальных кандидатов на медали. Этим сейчас живет весь наш дружный коллектив, Понимаете, я чуваш и большой патриот своего народа. И потому я был особенно счастлив, когда впервые в истории спорта чувашские пловцы — Таня Одюкова, Ира Александрова и Оля Митрофанова — стали мастерами спорта СССР. Теперь хочется, чтобы появились чувашские спортсмены и среди олимпийцев. И в этом ничего нет удивительного, потому что Советская власть открыла малым народностям нашей страны самые широкие возможности для прогресса в разных направлениях, в том числе и в спорте.