Ровесники колеса

Прежде всего, спортивные лыжи должны быть прочнее. Они должны быть легче: ведь каждый лишний грамм на ногах — это лишние секунды на финише.

Почему же многослойные лыжи прочнее и легче? Да потому, что в них можно соединить материалы с разными свойствами, скажем, древесину разных пород. Быстрее всего изнашиваются канты. Поэтому их изготовляют из древесины, устойчивой к истиранию. Например, из гикори (североамериканского ореха, он, кстати, растет и у нас в Закарпатье), граба или лигностона — прессованной и пропитанной смолами древесины.

Сердцевину можно делать из менее прочного материала, так как средний слой лыжи почти не несет нагрузки. В конце концов, во многих конструкциях пруты и стержни с успехом заменяют полыми трубами. Но если уж ставить материал-заполнитель, хорошо бы, чтоб он был полегче. Годятся и осина, и ель. А в последнее время в дело пошел и пенопласт. Он легче всякой древесины.

Подобрать отдельные (не такие уж большие) кусочки многослойной лыжи гораздо легче, чем двухметровый брусок. Такие кусочки склеивают воедино обычными клеями.

Как будто все просто. Однако производство лыж — дело тонкое. Опытные покупатели знают, что изделия одной фабрики — легки и прочны, другой — тяжелы и недолговечны, хотя и те, и другие внешне очень привлекательны. Многое зависит от того, как на фабрике обращаются с древесиной. Знаменитая финская фабрика «Ярвинен» получает древесину из сотни мест. Только так можно точно подобрать детали многослойной лыжи. Древесина не сразу идет под пилу. Она с год должна вылежаться на складе при определенной температуре и влажности воздуха.

А на фабрике высушенную древесину «берут в оборот» машины. Они пилят и режут, гнут и клеят, прессуют и вновь сушат.

Многослойными делают и туристские, и беговые лыжи. Последние — тоньше и изящней. Но не только ради красоты. Беговая лыжа скользит не по глубокому снегу, а по накатанной лыжне. Значит, ее можно сделать тоньше, следовательно, и легче.

Горные лыжи тоже многослойные. Но требования, которые предъявляют к ним, куда жестче, чем к их равнинным собратьям. На трассах скоростного спуска спортсмен может развить «автомобильную» скорость — свыше 150 километров в час. И на этой скорости нужно круто поворачивать. Горные склоны не всегда запорошены снегом. Встречаются жесткие обледеневшие участки. От прочности слаломных лыж зависит не только спортивный результат, но и безопасность лыжника. А одна древесина не в состоянии справиться с этими трудностями.

Если у беговой лыжи кант — из гикори, то кант слаломной лыжи делают из стали, да к тому же из особо прочной, инструментальной, из такой, которая идет на резцы и сверла. А гикори ставят в горной лыже там, где в беговой — березу. Впрочем, даже от этой на редкость прочной древесины сейчас почти отказались. В дело пошли металлы и пластмассы. Каркас горной лыжи делают из стеклопластика или из алюминиевых сплавов.

Страницы: 1 2 3 4