Ровесники колеса

Горнолыжник не боится «отдачи». А чтобы он мог с огромной скоростью спускаться по горному склону, скользящую поверхность лыжи покрывают полиэтиленовой пластиной. Полиэтилен улучшает скольжение. Потрогайте пальцами полиэтиленовый мешочек и убедитесь, какая у него гладкая поверхность.

Но и этого мало. Сейчас полиэтилен заменяют другим полимером — фторопластом. Он самый скользкий из всех известных ныне материалов.

Есть очень много конструкций горных лыж — от цельнометаллических до цельнопластмассовых. Ох, как далеко ушли они от тех «длинных палок», о которых с удивлением писали средневековые путешественники...

Наконец, несколько слов о лыжах для прыжков с трамплина.

Разгон на трамплине сродни скоростному спуску. Правда, прыгуну во время разгона (да и после приземления) совсем не нужно поворачивать. Напротив, его задача — идти точно по курсу. Отсюда и особенности прыжковых лыж. У них нет «талии», необходимой для выполнения поворотов. А на скользящей поверхности вместо одного желобка два. Это своего рода рельсы, не дающие прыгуну сбиться с пути. И, конечно, прыжковые лыжи — самые тяжелые: разгон и полет «летающего лыжника» должны быть особенно устойчивыми. У прыжковых лыж есть еще одна особенность: как крыло самолета, они создают «подъемную силу» для прыгуна.

У прыжков с трамплина есть одно немаловажное отличие от всех прочих лыжных «дисциплин»: спортсмены прыгают без палок. Гонщикам и слаломистам палки необходимы.

Лучшие лыжные палки — бамбуковые и тростниковые. Тонкие и хрупкие с виду, они выдерживают груз двухпудовой гири, а потом мгновенно выпрямляются. Палки из алюминиевого сплава — дюраля — под такой нагрузкой покорно сгибаются, хотя они и тяжелее тростниковых. Правда, у нас в стране не растут те сорта бамбука и тростника, из которых можно сделать легкие и прочные палки. Поэтому специалисты разрабатывают сейчас палки из стеклопластиковой трубки. А вообще полимеры давно уже используют в лыжных палках: из полиэтилена делают кольца, которые не дают палке увязнуть в снегу.

Палки горнолыжника, как и лыжи, особые. Они сужаются книзу. Горнолыжнику редко приходится отталкиваться палками; гораздо чаще они нужны ему для того, чтобы удержать равновесие. И чтобы палками легче было манипулировать, центр тяжести стараются поднять повыше.

И последнее, о лыжных палках. Ими, как ни странно, стали пользоваться совсем недавно. Многие века на лыжах бегали вовсе без палок. Потом для равновесия стали пользоваться одной палкой (кстати, именно так ходили на лыжах полярные исследователи прошлого века).

Мы рассказали здесь об уже решенных инженерных проблемах лыжного спорта. А сколько еще предстоит сделать!

Нужны новые синтетические клеи, стойкие к морозу и действию влаги, прочные и яркие лаки и краски, быстрые и умелые машины-автоматы. Ведь только в 1968 году в нашей стране выпущено свыше 7 миллионов пар лыж. И каждая из них должна быть сделана на отлично.

Страницы: 1 2 3 4