Фигурное катание на коньках
Искусство фигурного катания на коньках имеет и давнюю и славную историю. Тысячи выдающихся фигуристов из поколения в поколение совершенствовали технику этого вида спорта. Фигурное катание начало широко распространяться в России еще в 60-х годах. Уже в эти годы функционировало общество конькобежцев «Нева» и начал свои гастроли по России известный американский фигурист Джаксон Гейне. В 1888 году русские фигуристы впервые приняли участие в международном соревновании в Гельсингфорсе. Начиная с 90-х годов русские фигуристы приобретают мировую известность, и среди них наибольшее признание получил Лебедев. В начале XX столетия из числа русских фигуристов выделяется один из наиболее талантливых спортсменов — Николай Панин.
Еще в детстве Коля Панин горячо полюбил катание на коньках. Оно было его самым ранним и в то же время самым сильным увлечением. Ложась спать, он укладывал коньки под подушку, а просыпаясь ночью, щупал их острые прохладные лезвия. Коля мог часами стоять у ограды Юсуповского сада в Петербурге и любоваться, как легко и непринужденно конькобежцы кружились по льду, стремительно выписывали коньком сложные узоры или с большой скоростью вертелись на одной ноге.
В студенческие годы Панин увлекся велосипедом. Он мог, вскинув машину на дыбы, кататься на заднем колесе, подолгу стоять на месте, ездить задним ходом. Он любил на досуге заниматься греблей, играть в футбол, стрелять из пистолета.
Но все-таки больше всего он полюбил фигурное катание, которому уделял все свое свободное время зимой. Шли годы. И вот в 1908 году Николай Панин становится олимпийским чемпионом по фигурному катанию. Успех этот не был случаен. Разностороннее развитие помогло ему добиться высоких результатов.
Николай Панин понимал и по-настоящему любил поэзию. Он увлекался стихами и писал много сам. Приходя с работы или с катка, он садился за рояль. В музыке, поэзии, фигурном катании на коньках Панин находил что-то общее. В движениях фигуриста он чувствовал очарование и красоту музыки и поэзии. В музыке и прекрасных стихах он улавливал движение.
«Фигурное катание, — говорил Панин, — та же музыка, только воплощенная в движении. Так же как из семи нот создается бесконечное разнообразие музыки, так из небольшого числа основных элементов катания можно построить бесконечное множество фигур. Чтобы победить в фигурном катании, мало быть смелым, мало быть сильным и ловким, недостаточно тренироваться усердно. Необходимо еще... чувство изящного. Хороший фигурист — это фантазер, композитор и поэт. Чем большему научишься, тем больше получишь удовольствия от фигурного катания, но лишь дойдя до высокого совершенства, выпьешь до дна чашу наслаждения».
Успех следует за успехом. Панин становится не только выдающимся фигуристом, но и метким стрелком. Двенадцать раз он становится чемпионом России по стрельбе из пистолета и одиннадцать раз по стрельбе из боевого револьвера. Чем объяснить столь поразительные успехи Панина в стрелковом спорте? Одни искали причину в какой-то исключительно природной одаренности спортсмена. Другие справедливо считали, что это результат систематических тренировок. Однако существует еще одно немаловажное обстоятельство, влияющее на меткость. Это... фигурное катание на коньках. Быть может, это покажется странным — при чем тут стрелковый спорт и фигурное катание?
Отвлечемся на минуту, раскроем учебник анатомии и физиологии человека. Во внутреннем ухе находится вестибулярный аппарат, регулирующий равновесие тела. Он представляет собой три взаимно-перпендикулярных полукружных канала, наполненных особой жидкостью. Когда человек наклоняется, жидкость в каналах перемещается. А переместившись, она действует на нервные окончания, которые, в свою очередь, посылают сигналы в мышцы.
Мышцы приводятся в действие, и тело почти автоматически выполняет движение.
Человек, страдающий расстройством вестибулярного аппарата, не может быть ни летчиком, ни моряком, ни космонавтом. Он не переносит качки на пароходе, быстрой езды на автомобиле по извилистой дороге. Как показал опыт, он не может быть, как это ни странно, метким стрелком. Оказывается, что прицельная способность человека, а следовательно, и меткость стрельбы, также зависит от состояния вестибулярного аппарата. Для того чтобы человек мог исключительно хорошо управлять равновесием своего тела, он должен тренировать вестибулярный аппарат.
А лучшей тренировкой, вырабатывающей чувство равновесия, является фигурное катание на коньках. Быстрое и частое длительное вращение на льду вырабатывает у спортсмена исключительно высокое чувство равновесия. К меткости глаза и твердости руки у стрелка прибавляется в результате занятия фигурным катанием умение владеть своим телом. В этом разгадка одного из секретов феноменальной меткости Николая Панина. Панин-фигурист помогал Панину-стрелку устанавливать замечательные рекорды по стрельбе в цель.
Этот пример — еще одно яркое доказательство того, что между различными видами спорта существует самая тесная связь. Только разносторонний спортсмен, занимающийся несколькими видами спорта, из которых один помогает другому, может достигнуть выдающихся результатов в одном из них. Он как бы берет из неисчерпаемой копилки те разнообразные качества, которые необходимы ему для достижения определенной цели.