Учи других

Когда закончился учебный год, многие ребята из Витиного двора собрались ехать в пионерские лагеря. Пока все еще были вместе до отъезда, они решили провести последние большие соревнования, так сказать, на прощанье.

Карпыч решил воспользоваться этим, чтобы дать детям полезное напутствие. Он посоветовал ребятам не забывать в лагерях о настольном теннисе, помогать физрукам организовывать соревнования и обучать других пионеров тому, что они узнали здесь, во дворе.
— Если в лагере не окажется стола для игры,— сказал Карпыч,— постарайтесь сделать его своими силами. Попросите старших достать вам нужные материалы. Если не помните наизусть, запишите себе размеры стола. Их всего только три — длина, ширина и высота от земли или от пола.

При первой же возможности проведите соревнования. Если времени достаточно, играйте по круговой системе, при которой каждый встречается с каждым. Можно также проводить соревнования по так называемой олимпийской системе, когда проигравший выбывает. Лучше всего, чтобы при этой системе было 8, 16 или 32 участника. Вначале все они разбиваются на пары. При 16 участниках, например, ясно, что будет 8 пар. После первого круга число игроков уменьшится в два раза, и четыре оставшиеся пары образуют четвертьфинальный круг. Потом останутся две полуфинальные пары. И, наконец, финал, в котором встретятся два лучших игрока.

Если же у вас набралось, например, 14 человек, то все равно можно играть по олимпийской системе. Тогда у вас будет вначале б пар, а два участника в первом круге окажутся свободными от игры. Но уже со второго круга все войдет в нормальную колею. Так что при системе с выбыванием в конечном счете может играть любое количество спортсменов. Надо лишь провести жеребьевку, чтобы определить, кто же будет в первом круге свободен от игры.

Если вы будете проводить соревнования с выбыванием после соревнований по круговой системе, то при жеребьевке сделайте обязательно так, чтобы лучшие игроки не встретились между собой в первом же круге, то есть равномерно «рассейте» их. Например, при 16 участниках присвойте четырем сильнейшим игрокам первый, пятый, девятый и тринадцатый номера. А остальные номера распределите по жребию. Тогда вначале первый номер у вас будет играть со вторым, пятый с шестым и так далее. Стало быть, сильнейшие игроки встретятся потом.

По какой бы системе вы ни играли, непременно нарисуйте большую таблицу соревнований, повесьте ее на стене и аккуратно проставляйте в ней все результаты. Тогда у вас не будет никакой путаницы в определении победителей и расписании игр. Составляя расписание, следите за тем, чтобы игры чередовались равномерно и один и тот же участник по возможности не выступал два раза подряд.

Попросите начальника лагеря установить призы и подарки для победителей. Ничего нет приятнее, чем получить награду, завоеванную в честной спортивной борьбе.

Если в лагере мало играющих девочек, для них не надо организовывать отдельные соревнования. Пусть они играют вместе с мальчиками. Кстати говоря, это допускается даже официальными правилами.

Лучше всего, чтобы вы играли на воздухе. Сами понимаете, что это неизмеримо полезнее для здоровья, чем игра в душном помещении. Но если мешает ненастная погода, играйте на террасе или в комнате, только непременно при открытых окнах, при достаточном количестве свежего воздуха.

У нас во дворе ветра почти не бывает, от него защищают высокие корпуса домов. Если стол в лагере будет стоять на открытом месте и будет дуть ветерок, пусть вас это не смущает. К ветру можно легко приноровиться. Определите вначале, с какой стороны он дует, и учитывайте это при ударах. Например, ветер дует вам в спину. Тогда бейте немного слабее обычного, а то легкий мячик полетит за пределы стола.

Лучше, конечно, чтобы был навес от дождя, а от ветра защищали хотя бы густые кусты или деревья.

Играйте обязательно в спортивной форме — трусах, майке, шерстяных носках и резиновых тапочках. Следите, чтобы при игре в помещении все были в тапочках, так как на обычной обуви много пыли и грязи, которые будут засорять воздух. Не допускайте в комнату зрителей в пальто или в галошах.

Правилами установлены определенные размеры игровой площадки. Старайтесь, чтобы они соответствовали норме. Для соревнований з коллективах физкультуры и первенств города размеры площадки должны быть 7,75X4,5 метра. Знайте еще, что для соревнований более солидного масштаба эти размеры увеличиваются: на первенстве республики — 10,75X5 метров, на первенстве страны — 13,75X6метров. На крупных соревнованиях игровая площадка каждого стола обычно ограждается легкими фанерными барьерами высотой 75 сантиметров, то есть примерно такими же по высоте, как и стол.

Почему минимальная длина площадки — 7,75 метра? Потому что в этом случае каждому игроку остается по 2,5 метра, чтобы при необходимости отходить назад от стола. Сами понимаете, что для хорошего, техничного игрока, если он был вынужден перейти в защиту, этого расстояния едва-едва может хватить.

Нельзя играть на скользком полу — каменном, или покрытом линолеумом, или натертом до блеска паркетном. Если на полу постелен ковер, его надо убрать на время игр. Кроме того, пол должен быть ровным — без порожков и незакрепленных паркетин. В противном случае игрок может поскользнуться или споткнуться, получить ушиб или растяжение.

Когда вы играете в помещении, лучше всего поставьте стол так, чтобы свет из окон падал сбоку, иначе он будет мешать вам играть. Чтобы на столе не было бликов от яркого солнечного света, надо занавешивать окна легкими занавесками, желательно белого цвета, тогда они не будут затемнять помещения.

Для игр в вечернее время надо оборудовать специальное освещение, чтобы свет, во-первых, не ослеплял игроков, а, во-вторых, равномерно падал на всю поверхность стола. Обычно лампы подвешиваются в один ряд над средней продольной линией стола на высоте не более трех метров, если потолок еще выше. Лампы должны быть достаточной яркости (150—200 ватт) и покрыты конусообразными колпаками, которые равномерно рассеивают свет.
— Когда у вас будут все необходимые условия,— заключил Карпыч,— вы сможете проводить настоящие серьезные соревнования.