Обучение и тренировка

Процесс обучения и спортивной тренировки должен быть неразрывно связан с воспитанием спортсменов в духе коммунистической морали.

Успех воспитательной работы во многом зависит от четкой организации тренировок, от знаний, опыта инструктора-общественника (тренера), от сплоченности, дружбы коллектива, от того, насколько своевременно и принципиально будут осуждаться и пресекаться отрицательные поступки отдельных членов коллектива.

Процесс обучения и тренировки складывается из физической подготовки, технико-тактической подготовки и воспитания морально-волевых качеств спортсмена. Каждое тренировочное занятие (урок), групповое или индивидуальное, должно преследовать осуществление определенных целей, быть заранее продумано, умело проведено. В процессе занятий у обучающихся не должно быть излишних пауз, длительного ожидания очереди. С этой целью инструктор-общественник (тренер), планируя урок, должен насыщать его специальными групповыми упражнениями (с мячом, с ракеткой; перебрасывание мяча в зале между партнерами рукой, ракеткой; игра об стену и т. д.).

Каждое занятие — урок — разделяется на четыре части: вводную, подготовительную, основную и заключительную.

Содержание вводной, подготовительной и заключительной частей урока во многом зависит не только от основной частя, но и от местных условий. Мы особенно рекомендуем всегда и везде, где только есть малейшая возможность, обязательно некоторые части занятия проводить на открытом воздухе. Если такой возможности нет, то другие части урока, не включающие непосредственного обучения технике и тактике игры в настольный теннис, зачастую сильно сокращаются.

Приводим примерное содержание каждой из частей занятий, рассчитанных на проведение в достаточно просторном помещении или на открытом воздухе.

В вводной части занятий инструктор-общественник (тренер), приняв рапорт от старосты, построившего группу, кратко сообщает занимающимся задачи и содержание данного урока. Затем следует несколько строевых упражнений, ходьба, бег в медленном темпе, специальные упражнения на внимание. К концу этой части занятия, продолжающейся 5—6 мин., занимающиеся должны быть построены в порядке, наиболее удобном для проведения последующей, подготовительной, части урока.

Задача этой части урока, продолжающейся 7—10 мин.,— подготовить занимающихся к успешному усвоению основной части урока; занимающиеся обычно выполняют ряд гимнастических упражнений, близких по форме и характеру к естественным движениям теннисиста, совершают несколько рывков со старта по зрительному сигналу.

Основная часть занятия посвящается непосредственному обучению техническим и тактическим приемам настольного тенниса, их совершенствованию.

Задача заключительной части урока — организованно закончить занятие. После нескольких упражнений на расслабление, медленного бега инструктор-общественник (тренер) подводит итоги занятий, отмечая успехи и основные ошибки занимающихся. Продолжительность заключительной части урока 6—7 мин.

Тренировки, проводимые самостоятельно (с партнером и без партнера), должны осуществляться по определенному плану, целеустремленно, иметь подготовительную (разминку), основную и заключительную части.