Развитие настольного тенниса в Китае

В 1904 г. управляющий магазином канцелярских принадлежностей в Шанхае Ван Даопин привез из Японии десять комплектов для игры в настольный теннис — столы, сетки, мячи, ракетки. Все это он выставил в витрине магазина, сам показывал, как нужно играть, и рассказывал, как в эту игру играют в Японии. Так в Китае появился пинг-понг. Игра распространилась в Пекине, Тянь-цзине, Кантоне и других больших городах, но играющих было немного.

В 1935 г. было основано Всекитайское общество настольного тенниса, которое взяло на себя инициативу организации большого всекитайского соревнования. Однако практически в этих соревнованиях участвовало всего несколько команд. В январе 1935 г. команда Китая получила приглашение вступить в ИТТФ и принять участие в чемпионате мира по настольному теннису, но из-за отсутствия средств китайская команда не смогла участвовать в соревнованиях.

После образования КНР настольный теннис в стране получил второе рождение. В октябре 1952 г. в столице Пекине проходила первая Всекитайская спартакиада по настольному теннису, в которой приняли участие 62 игрока. Она открыла новую страницу в развитии настольного тенниса в стране. Общество по настольному теннису при Всекитайском обществе физкультуры и спорта вступило в Международную федерацию настольного тенниса.

Команды по настольному теннису в Китае стали создаваться с 1953 г.

Когда молодые китайские спортсмены появились на мировой теннисной арене, некоторые европейские специалисты отнеслись скептически к нашей традиционной манере игры, полагая, что азиатская хватка ракетки уступает европейской. Мы же считали, что и вертикальная и горизонтальная хватки имеют свои достоинства. Молниеносная атака, которой в совершенстве владели наши теннисисты, очень самобытна и не эффективна против подрезки. Нашим спортсменам не хватало опыта участия в международных соревнованиях, в результате они не могли полностью выявить особенности своей игры. Чтобы разнообразить стиль игры, в Китае стали воспитывать также спортсменов, играющих горизонтальной хваткой, изучать технику европейских игроков, использующих подрезку.

За четыре года — с 1953-го по 1957-й — наши теннисисты на чемпионатах мира вышли в ряды сильнейших команд мира.

Жун Готуань первым из китайских теннисистов завоевал звание чемпиона мира.

Когда японские спортсмены в 1960 г. ввели в игру топ-спин, представляющий серьезное техническое оружие, китайская команда быстро изучила его и незамедлительно подготовила нескольких игроков, владеющих этим приемом. Проводились и целенаправленные тренировки, на которых отрабатывались технические и тактические приемы молниеносной атаки в ближней зоне, непрерывно обобщался практический опыт. Наши спортсмены перестали бояться топ-спина и обратили на него серьезное внимание в тактическом смысле. Это позволило укрепить веру в победу. Успехи наших теннисистов способствовали еще большей популяризации настольного тенниса в стране. Развивался и стиль игры молниеносными атаками, выполняющимися вертикальной хваткой ракетки. Кроме того, наши спортсмены стали сочетать защиту с атакой, проводимой двумя сторонами ракетки с разными по свойствам накладками.

В последние годы, сохраняя и развивая преимущества молниеносной атаки вертикальной хваткой, китайские теннисисты осваивали соответствующую технику вращения мяча, стремясь в целом к увеличению темпа игры. Мы вырабатывали умение молниеносно атаковать там, где это можно, а если невозможно, то используя вращения в определенном темпе, сохранять равновесие сил в игре, а затем снова переходить к молниеносной атаке, увеличивая темп. Такой подход в определенной степени обогатил и развил арсенал приемов молниеносной атаки.

Техника настольного тенниса непрерывно развивается, поэтому, постоянно работая над собой, нужно воспринимать все то хорошее, что есть у других спортсменов, обогащая и развивая свой стиль и приемы игры. Только так можно преодолеть любые трудности и добиться победы.

Поскольку настольный теннис — вид спорта, характерный противоборством соперников, мы сочетаем тактические и технические тренировки, тренировки чередуем с соревнованиями, сочетаем физическую и техническую подготовку спортсменов, делая упор на технику и тактику игры; на разных этапах тренировок определяем главные и второстепенные связи техники и тактики. На тренировках концентрируем внимание на таком достоинстве, как умение собраться с силами, например, при отработке подачи или резких ударов сразу за подачей. Но при этом находим время и на то, чтобы восполнять определенные пробелы.

Почти ежедневно игроки сталкиваются с испытанием победами и поражениями. Как же спортсмен должен относиться к победам и поражениям, чтобы они стали ключевыми моментами в его движении вперед? В тренерской работе следует обращать серьезное внимание на воспитание у спортсменов правильного понимания этой проблемы. Победив, нужно подытожить опыт, не скрывать существующих проблем и недостатков, не пренебрегать тактикой. Потерпев поражение, необходимо внимательно проанализировать положительные факторы и достоинства, бороться за то, чтобы в будущем поражение превратилось в победу.

Существовало много различных взглядов относительно направлений развития нашей молниеносной атаки вертикальной хваткой  ракетки. Мы выработали технический стиль — «темп, точность, беспощадность, разнообразие». В 70-х гг. прибавили «вращение». Этот стиль молниеносной атаки вертикальной хваткой позволил нам в течение многих лет сохранять передовые позиции на мировой теннисной арене.

Если противоречия между техникой и тактикой, игрой в атаке и защите, темпом и вращением, игрой на левой и правой половинах стола разрешены правильно, то развитие их можно использовать в благоприятном для себя плане. В противном случае, они могут привести к поражению. Поэтому, отрабатывая каждый технический и тактический прием, нужно требовать, чтобы спортсмен учитывал все, не изолировал один какой-то прием от других: например, отрабатывая технические приемы, нельзя пренебрегать перемещениями; работая над перемещениями, не следует пренебрегать правильностью выполнения технических приемов; тренируя игру на левой стороне стола, нельзя забывать о правой, надо сочетать игру на близкой и средней дистанциях; тренируя подрезку, нужно отрабатывать и атаку и т. д.

И еще: очень важна ракетка. Нужно постоянно обновлять ее, следить за ее состоянием.

Настольный теннис — вид спорта, в центре внимания которого находится индивидуальная техника. Поэтому, если спортсмен хочет добиться успехов, он должен овладевать умением играть с соперниками, обладающими различной манерой игры.

В разных странах разные нравы, обычаи, характеры людей и конституция тела формируют свой традиционный стиль игры. Молниеносная атака вертикальной хваткой имеет многочисленных приверженцев в Китае. Более того, она показала свои преимущества в течение многих лет. Именно этот стиль игры принес теннисистам нашей страны первое звание чемпионов мира, именно он стал важнейшей нашей силой на всех чемпионатах. Поэтому мы придаем важное значение улучшению и развитию молниеносной атаки вертикальной хваткой. В начале 70-х гг. техника европейских игроков развивалась достаточно быстро. Однако мы по-прежнему считали молниеносную атаку основным приемом игры. Одновременно мы отрабатывали другие приемы — подрезку, топ-спин и т. д.; осваивали различные направления мировой техники игры и создавали свое. Были подготовлены отличные спортсмены, обладающие оригинальной манерой игры.

Соревнования внутри страны, на которых опробуются разные приемы игры, представляют как бы модель международных соревнований. Мы можем довольно хорошо применять приемы и стили, принятые за рубежом. Мы придерживаемся преемственности традиционных приемов игры и самобытной техники, однако не считаем их совершенными, поэтому в процессе тренировок, соревнований непрерывно анализируем практический опыт, выявляем недостатки и исправляем их. Одновременно уделяем большое внимание изучению передовой техники и опыта зарубежных стран, использованию их применительно к своим обстоятельствам и особенностям. Характерный пример — в 1956 г., мечтая как можно скорее улучшить технику игры, кое-кто из нас отказался от традиционной атаки в непосредственной близости от стола и стал полностью копировать японский стиль — атаку одной стороной ракетки в средней зоне. Не прошло и года, как пришлось признать свое поражение. Этот урок показал, что только творческое использование чужого опыта может способствовать развитию своего стиля игры.

Мы переняли технику топ-спина японских спортсменов, игру европейских теннисистов подрезкой, атаку двумя сторонами ракетки горизонтальной хваткой, накат, выполняющийся двумя сторонами ракетки, методы тренировки с большим количеством мячей японских спортсменок. Но все это мы сочетаем с особенностями нашей техники.