Зима круглый год

 «Летний снег» для прыгунов делают из различных пластмасс. Основные требования к этим пластмассам — хорошее скольжение и стойкость к износу (чтобы покрытие не надо было часто менять). Полиэтилен, о котором уже говорилось, и поливинилхлорид — знакомый всем материал, из которого делают разноцветную изоляцию проводов и непромокаемые легкие плащи, — как нельзя лучше отвечают этим требованиям.

Если положить на гору разгона полимерную пленку, то ее хватит лишь на два-три прыжка, да и то не очень далеких. Искусственное покрытие трамплина собирают из сотен пластмассовых полосок, скрепленных, подобно книге, корешком. Укладывают метелки, как черепицу на крыше, чтобы одна немного прикрывала другую.

И все-таки, как вы догадываетесь, «пластмассовый снег» не совсем равноценен настоящему — скольжение здесь похуже. Вот почему перед каждым прыжком синтетическое покрытие поливают водой.
Слаломистам труднее: металлические канты их лыж при каждом повороте будут «вгрызаться» в пластмассу в разрушать ее. Для них поливинилхлорида не напасешься.

В Японии попытались решить эту проблему, прикрепив лыжи слаломиста к специальному транспортеру, наподобие эскалатора метро, только без ступенек. Транспортер движется по склону, изгибаясь и меняя скорость. Впрочем, это скорее эффектный аттракцион, нежели классический горнолыжный спорт.

Специалисты до сих пор спорят, нужны ли слаломистам летние трассы. Большинство тренеров предпочитает «по старинке» вывозить спортсменов летом в те места, где настоящий снег лежит круглый год. К тому же горнолыжникам не привыкать к высоте!

Летом не хватает снега — это понятно. Но иной раз и зимой приходится ломать голову, где его взять. Так было, например, в окрестностях австрийского города Инсбрука, где проходили зимние Олимпийские игры 1964 года. Вопреки прогнозам перед Олимпиадой снега выпало совсем немного, да к тому же было очень тепло. И организаторам пришлось срочно послать сотни грузовиков высоко в горы за снегом и этим снегом засыпать лыжню. Трасса лыжных гонок выглядела очень забавно — среди травы вилась узкая снежная ленточка.

Похожая история произошла и в Гренобле. На этот раз от бесснежья страдали саночники. Трассы для скоростного спуска на бобслее — управляемых санях — это, по сути дела, снежный заледенелый желоб.

Соревнования по бобслею начались в назначенный день. А потом — вдруг оттепель. Стенки желоба раскисли. Соревнования переносили со дня на день. Олимпиада подходила к концу, а саночники по-прежнему сидели без дела. И когда уже нельзя было откладывать старты дальше, хозяева олимпиады приняли необычное решение. Они уплотнили снег, а «мороз» привезли в особых сосудах. Стенки трассы поливали жидким азотом, температура которого около двухсот градусов ниже нуля. Конечно, жидкий азот применяли и до этого, но только в лабораториях и на заводах. А теперь он пригодился и для спорта.

Наверное, в недалеком будущем организаторам лыжных соревнований не придется волноваться, где взять снег. И не только потому, что прогнозы погоды станут точнее. Лыжные соревнования перестанут зависеть от погоды. Уже созданы машины — большие мощные холодильники, непрерывно превращающие воду в хлопья снега. А специальные устройства ровным слоем разбрасывают снег на дистанции.

Страницы: 1 2 3 4