Циркули

Простейшие циркули — это оба внутренние с движением 1) вперед и 2) назад, так как они не требуют скрещения ног: в то время как одна, например, левая нога опирается носком (или пяткой) на лед, правая описывает вокруг нее кругообразную линию на внутреннем ребре конька наподобие циркуля. Фигуры эти чрезвычайно легки: сделав внутренний голландский шаг на правой ноге, придают линии такое закривление, чтобы центр описываемой дуги лежал не далее ¾ м от нее, т. е. чтобы радиус дуги равнялся приблизительно одному шагу, и только тогда помещают свободную ногу в этот центр сначала в воздухе, носком вниз, а затем, убедившись, что точка центра найдена приблизительно верно, опускают носок на лед, но мягко, без удара, иначе получается грубое, тяжелое движение. Если поставить ногу на лед слишком рано или слишком поздно, вообще далеко от центра дуги, то, конечно, циркуль будет неудачный. Если же точка опоры избрана довольно верно, то нетрудно посредством вращательного движения плеч в сторону закривления линии заставить все тело и другую ногу описать около найденного центра несколько кругов.

Внутренние циркули особенно легко комбинируются со змейками; например, в двойной змейке (рис. 368) очень легко в точке с поставить левую ногу на носок, а правой, вместо поворота в d, продолжать движение по дуге и, описав так один или два круга, исполнить в точке d требуемый поворот, причем левая нога снова опускается на ребро и продолжает движение по дуге с—а. Или иначе: правая нога в точке d поднимается на носок, а левая описывает около нее круги назад внутрь по продолжению дуги с—f, после чего змейка продолжается дальше.

Для исполнения циркуля на наружном ребре необходимо, чтобы ноги были скрещены, почему наружные циркули несколько труднее внутренних. Наружных циркулей может быть четыре: 1) вперед со скрещением центрирующей ноги спереди, 2) то же, со скрещением сзади, 3) назад со скрещением спереди и 4) то же, со скрещением сзади. Упражняться в первых двух следует, начиная голландским шагом вперед наружу, а в двух последних — назад наружу, причем обращать внимание на указанное выше правило о постановке носка возможно точнее в центр описываемой дуги.

Рис. 376. Циркуль вперед наружу.

Посредством перетяжки, тройки, двукратной тройки, петли, скобки или клюва все описанные шесть циркулей переходят друг в друга, причем получаются очень красивые и замысловатые на вид комбинации. Так например, начав с точки a (рис. 379), циркуль назад наружу на левой ноге со скрещением правой сзади и, сделав в b тройку, переходим во внутренний циркуль вперед; следующая тройка в с возвращает конек снова на задний наружный ход, но со скрещением спереди, сделав в а перетяжку, продолжаем на внутреннем ребре назад; описав небольшой полный круг до той же точки а и избавившись таким образом от неудобного скрещения спереди, новой перетяжкой возвращаемся к первоначальному ходу фигуры. Далее, остановившись в b и сделав клюв (что очень легко при двух точках опоры), получим до а ход вперед наружу со скрещением сзади, в а перетяжка и переход на внутренний циркуль вперед; кружок и новая перетяжка в а дают наиболее трудный переход в циркуль вперед наружу со скрещением спереди. Клюв в точке с возвращает к тому положению, как в начале фигуры после тройки в той же точке с, т. е. к ходу назад наружу со скрещением спереди. Доведя фигуру прежним порядком до тройки b, можно эффектно закончить ее пируэтом на носке правой ноги, что особенно удобно с внутреннего вперед циркуля.

Некоторые циркули могут быть исполнены при помощи острого задка конька вместо носка его, но это некрасиво.

Мы только что сказали, что циркули вообще не трудны. Чтобы повысить оценку их трудности, а также и эффектность исполнения, следует 1) всемерно увеличивать расстояние описываемых дуг от центра (рис. 380 и 381) и 2) исполнять их только в наиболее трудных комбинациях и с очень быстрым ходом.

Остановимся еще на одной интересной фигуре, представляющей чрезвычайно оригинальную комбинацию циркуля. Эта фигура, впервые показанная у нас В. Зейбертом, начинается вперед наружу на правой ноге (рис. 382), далее американский переход на левую назад наружу. Затем правая относится слегка в сторону и, опережая левую, быстро в один темп проводит сзади нее носком конька — наружным его ребром — дугу ab, которую затем след левой ноги пересекает в двух точках. «В точку b правый конек приходит поднятым на носок; в это время левая нога подходит к точке с и также поднимается на носок, оставаясь на наружном ребре его; положение ног в этот момент такое, как в ножницах вперед — пятками врозь. Одновременно с поднятием на носок левого конька, правый в один темп, повернувшись около точки b, как показано на рисунке, почти на 180°, опускается на лед всем наружным ребром, описывая далее около точки с циркуль назад наружу со скрещением сзади, которое посредством петли переходит в переднее, после чего левая нога из центра переходит на дугу назад внутрь, как в «вексире», затем шаг I3 приводит к началу фигуры с левой ноги.

Гренандер
Рис. 380. Растянутый циркуль вперед наружу
Чернышев Рис. 381. То же назад внутрь

Эта фигура не слишком легка для изучения; надо порядком поработать, чтобы добиться чистого исполнения, но затем она уже не представляет особой трудности, так как самое главное здесь — скоординировать движение обеих ног. Дуга ab и затем поворот конька и падение его на лед должны быть непременно хорошо маркированы в два темпа, отчетливо: «раз... два»! На «три» делается уже вексир назад внутрь. Хорошее исполнение этой фигуры очень красиво и производит впечатление стройного, но непонятного сплетения ног. Кроме того, фигура интересна тем, что, за исключением одного момента после точки с, вся целиком делается на наружных ребрах.