Конек

Мы не станем тратить время ни на определение этого общеизвестного орудия спорта, ни на перечисление и описание всевозможных его образцов, тем более, что история его происхождения и развития в дальнейшем будет одним из предметов этой книги. Мы остановимся лишь на тех немногочисленных моделях конька, которые по своим свойствам могут быть отнесены к пригодным для фигурного катания. Каковы же эти свойства?
1.       Конек для фигурного катания прежде всего должен быть так примонтирован к ноге, точнее к стопе, конечно при помощи хорошо сшитой и плотно сидящей шнурованной обуви, чтобы составлять с ней почти единое целое и во всяком случае служить для тела не менее надежной опорой и двигательным рычагом, чем самая стопа. Поэтому единственный пригодный для фигурного катания общий тип конька — это наглухо привинчивающийся или приклепываемый к подошве ботинка.
2.       Лезвие такого конька должно быть сделано из лучшей инструментальной стали и закалено так твердо, насколько возможно без ущерба для прочности; а именно, твердость стали в рабочей части лезвия, т. е. внизу, должна быть в пределах от 50 до 60 по Роквеллу. Это требование вызывается необходимостью постоянного сохранения максимальной остроты рабочих ребер конька.
3.       Длина конька может (но не должна) превосходить длину ботинка не более чем на 1 см спереди и настолько же сзади — во избежание задевания одним коньком за другой в фигурах со скрещенными ногами.
4.       Ширина лезвия по нижней поверхности не должна быть меньше 3,5 и больше б мм; выбор ее находится в зависимости от конструкции конька и от материала его. При двухстоечной конструкции передняя часть конька, несущая наибольшую нагрузку и не имеющая опорной точки в подошве против носка, в целях прочности должна иметь поперечную толщину наибольшую, около 6 мм; кзади от передней стойки она обычно равномерно уменьшается до 3 мм у заднего конца. При трехстоечной конструкции и первоклассном материале толщина полоза, а следовательно и ширина нижней поверхности, может быть не более 3,5 мм; при менее надежном качестве стали эта цифра должна быть соответственно увеличена.
5.       Высота конька в разных точках его не одинакова. Самая передняя часть его, у носка ботинка, может превышать высоту у средней стойки не более чем на 2—3 мм, тогда как под каблуком конек может быть значительно выше; но если каблук ботинка достаточно высок, например около 2—3 см, то высота конька и сзади может быть одинакова. Чем ниже конек, тем он устойчивее и тем менее утомляет ногу. Но уменьшение высоты его ограничивается шириной подошвы ботинка, которая при наклонном положении конька может упереться в лед и привести к падению. Поэтому высота конька у средней стойки не должна быть меньше 40% ширины подошвы в этом месте. Обыкновенные размеры для средней стойки — от 30 до 40 мм, смотря по длине конька, для передней — от 33 до 43, для задней — от 35 до 50 мм.
6.       Очень важное значение имеет кривизна лезвия. От степени ее зависит самый характер катания: чем меньше радиус кривой лезвия, тем живее катание; чем конек площе, тем оно спокойнее. Само собою разумеется, что крайности в этом совсем не желательны. Поэтому здесь применяются только средние величины. Кривизна лезвия не по всей длине одинакова; именно, если разделить конек на четыре равные части, то две средние должны иметь кривизну одинаковую и вообще очень небольшую (длина радиуса — порядка 2000 мм), задняя и передняя — несколько большую (радиус— 600 мм); самая передняя часть постепенно поднимается еще круче вверх, принимая форму санного полоза, и имеет острую пилообразную насечку в 16—20 зубцов для работы носком конька на циркульных и пируэтных фигурах.
7.       Каждый из двух углов, образуемых нижнею и двумя боковыми поверхностями конька, должен быть несколько меньше (острее) прямого * — около 87—88°. Для этого боковые поверхности лезвия располагаются под небольшим углом друг к другу, открытым книзу, или же им придается слегка вогнутая форма; поперечное сечение конька показано на рис. 2. Ребра этих углов, которые обыкновенно называются ребрами конька, должны быть остры: для этого нижняя поверхность конька оттачивается на вращающемся точильном колесе поперек, а поперечные царапины, сильно мешающие скольжению, удаляются продольной полировкой.
8. Коньки должны быть так выточены, чтобы нижняя поверхность была слегка вогнута «желобком», для чего точильное колесо берется диаметром не более 5 см. При такой точке ребра острее и не так скоро тупятся.
Ребра конька называются наружными и внутренними в зависимости от того, к какой стороне стопы они обращены: на правом коньке правое ребро называется наружным, левое — внутренним, а на левом — наоборот. Отсюда получили свои названия четыре хода конька по льду: вперед наружу, вперед внутрь, назад наружу и назад внутрь.
На рисунках мы приводим модели фигурных коньков Салькова (рис. 3) и Панина (рис. 4) на двух стойках. Последняя, утвержденная в 1932 г. бригадой фигурного катания при б. ЛОСФК, имеет преимущество в том, что 1) полоз ее ниже и потому устойчивее, 2) передний конец с зубцами для пируэтов приближен к носку стопы, 3) задний конец не имеет опасной и ненужной острой шпоры и 4) профиль поперечного сечения дает более острые рабочие ребра.
Новейшая модель шведского конька фабрики Салькова на трех стойках усвоила эти же преимущества, сделав конек спереди еще короче почти на сантиметр.
Существует еще один тип фигурного конька, — модель Риттбергера на 3 стойках с острым поднятым вверх носком, ниже которого находится пилообразная насечка, подобная описанной выше. Конек этот имеет кривую параболической формы и требует переточки ее на нормальную, а также удаления опасного острия на носке.

Рис. 3. Конек Салькова.
Рис. 4. Конек Панина.
Рис. 5. Новый конек Салькова.

* В Англии, где морозы редки и кататься приходится обыкновенно на очень мягком льду, углы эти намеренно делают тупыми, т. е. больше 90°, с целью уменьшить врезание ребер конька в лед (см. книгу Monier Williams, Combined Figure Skating). В нашем климате сечение конька, показанное на рис. 1, непригодно.