Фигуры с разбегом

Разбег дает возможность делать фигуры очень большой величины, но не все (даже основные) фигуры школы можно сделать с большого хода: так, например, петля в фигурах с разбегом может быть сделана разве только в самом конце их, когда остается уже немного хода. Поэтому тут употребляются только комбинации простой дуги, перетяжки, тройки, скобки, крюка и выкрюка. Все они обычно имеют более или менее сложную спиральную форму, почему все фигуры с разбегом часто называют общим именем «спиралей».

Простейшие фигуры с разбегом — это обыкновенные спирали (рис. 348); их можно делать со всех четырех ходов; они не представляют особой трудности, нужно только после хорошего разбега найти равновесие на одной ноге и стоять неподвижно до конца спирали, выбрав для этого достаточно красивую позу.

Некоторое внимание следует обратить на перемену фронта, необходимую после разбега для спиралей назад, а также на самый разбег; последний не должен быть очень длинен; он начинается на ребрах или на носках коньков ровными шагами, которые затем учащаются до самого скорого темпа; такими частыми короткими шагами, наподобие обыкновенного бега по земле, надо возможно скорее разогнать себя до полного хода и тотчас переходить в спираль, не растягивая последнего шага разбега. Положения тела в спиралях вперед вообще такие же, как в первых половинах соответствующих голландских шагов, но, конечно, здесь уже нет тех строгих рамок, как в школе, и могут быть допущены и более глубокие наклоны корпуса, и более высокие постановки свободной ноги и рук.

Поворот для ходов назад делается обыкновенно тремя способами:
1.       Последний шаг разбега начинается вперед внутрь на той ноге, на которой предполагается делать спираль (рис. 349), затем быстро делается тройка вперед внутрь, причем тотчас после поворота другая нога ставится ненадолго на лед как для уверенности самого поворота, так и для того, чтобы удобнее и вернее найти положение для спирали: если спираль будет наружная, то свободная нога тотчас же оставляет лед и относится назад на свое место — положение тела в спирали назад наружу в общем такое же, как во второй половине 8Г, т. е. I позиция; но спираль может быть очень красиво выполнена и во II позиции; если же спираль будет внутренняя, то свободная нога помогает опорной перейти на внутреннее ребро, для чего проводится по льду назад накрест, наподобие вексира назад внутрь (рис. 350), и затем только отнимается ото льда и относится назад; положение ноги и тела соответствует здесь второй части тройки 1Т № 7 школы (сильная I позиция).

2.       Другой способ поворота отличается от первого тем, что последний шаг делается вперед наружу, затем следует поворот на обеих ногах в сторону, противную тройке, так, что получается одно колено простой змейки (см. гл. VI этой части), после чего на льду остается та нога, на которой хотят делать спираль.

3.       Третий способ — вариация первого: вместо тройки вперед внутрь с подмогой свободной ноги делается переменный переход с правой вперед внутрь на левую назад внутрь и, если нужен ход назад наружу, то другая нога ставится рядом.

Спирали со всех ходов могут быть исполнены с большим эффектом. Трудно указать в руководстве подробности относительно положения тела в спиралях; это зависит и от сложения, и от манеры каждого фигуриста. Но необходимо остановиться на положении опорной ноги в спиралях: по общему правилу фигурного катания опорное колено должно быть на инертном скольжении всегда мягким, как ради большей естественности позы, так и ради достижения большей устойчивости путем понижения центра тяжести. Однако в последние годы, уступая требованиям чисто балетной пластики, установилась манера исполнения спиралей, в особенности в женском катании, на ноге совершенно вытянутой, до вогнутости колена. Многие при этом наклоняют корпус почти горизонтально вперед, а свободную ногу откидывают высоко назад, выгибая спину так, чтобы она составила со свободной ногой одну красиво вогнутую линию.

В простой спирали можно сделать до 4—5 оборотов; но и в наилучшем исполнении она все же будет скучна своей продолжительностью и однообразием — ее можно растянуть на целую минуту.

Поэтому гораздо чаще употребляются спирали сложные, в состав которых входят какие-нибудь фигуры с поворотом, как то: крюк (рис. 351), выкрюк, скобка или прыжок с поворотом в воздухе.

Самые красивые спирали — с крюками. Между ними есть очень легкая: назад наружу—крюк — вперед наружу, и очень трудная: вперед внутрь—крюк—назад внутрь. Но лучше выглядят две остальные, имеющие среднюю трудность: вперед наружу у назад внутрь.

Во всех названных спиралях поворот (крюк, выкрюк, скобка, прыжок) делается вскоре после начала спирали, как показано на рис. 351. Для умеющих хорошо делать соответствующие школьные фигуры спирали с поворотами не представляют особой трудности: некоторые из этих фигур даже легче исполняются с разбега, чем с места. Прыжки можно делать соответственно каждому повороту, причем самый поворот исполняется в воздухе. Но так как это иногда гораздо легче, чем сделать чисто сплошную фигуру, то последняя обыкновенно предпочитается.

Прыжки имеют в спиралях еще другое, лучшее применение, именно в самом начале для перехода на задний ход; о них поговорим особо.

Рис. 354. Спираль вперед внутрь. (Н. Леплинская).

Рис. 355 и 356. Наружный кораблик.

Рис. 352. Спираль вперед внутрь (К. Шэфер).

Рис. 363. Спираль назад внутрь.

Одна из самых трудных для изучения фигур с разбегом — это кораблик, он исполняется так, что обе ноги идут на внутренних или наружных ребрах одна за другою почти по одной линии, причем стопы развернуты под углом в 180°, т. е. обращены пятками друг к другу, а носками врозь, как показано на рис. 355, 356, 383 и 384. Внутренний кораблик на большом ходу нисколько не легче наружного.

Если кораблик исполняется на согнутых ногах и с наклоном тела вперед (рис. 358), что значительно облегчает разведение коньков до 180°, то фигура эта вовсе не представляется красивой. Вся соль кораблика именно в том, чтобы 1) колени были совершенно выпрямлены, 2) чтобы стан держать прямо, не только не сгибаясь вперед, но даже откинув плечи и голову назад, и 3) чтобы все тело, двигаясь на наружных ребрах коньков, имело наклон назад.

Научиться делать наружный кораблик может всякий, кому удается принять соответствующее положение тела без коньков; иногда для этого необходимо некоторое упражнение в комнате. При первых упражнениях на льду надо стремиться к тому, чтобы оставаться на наружных ребрах, не заботясь о положении тела, но стараясь все же вытягивать колени и не слишком нагибаться вперед. Для этого с разбега делается движение, подобное перетяжке вперед наружу — внутрь, корпус скручивается по закривлению, свободная нога выносится вперед и назад и, вместо перемены ребра, ставится на лед, следуя за опорной, причем оба конька надо возможно сильнее наклонять на наружные ребра, особенно тот, который идет впереди; линии движения обоих коньков не должны пересекаться, но идут параллельно на очень небольшом расстоянии одна от другой; конек, идущий сзади, описывает внешнюю линию.

Первые упражнения часто бывают бесплодны, но, не теряя терпения, можно достигнуть цели. Сначала получается прямая линия на наружных ребрах, потом постепенно она загибается все круче и круче назад; тут надо все внимание обратить на полное выпрямление спины.

Овладев корабликом в одну сторону, нужно овладеть и противоположным направлением; тогда откроется возможность очень красивых комбинированных спиралей с переменой направления. Последняя делается разными способами. Простейший из них так наз. змеечный переход (рис. 359). Более труден способ Г. Фукса, с отрывом сзади идущей ноги ото льда, в то время как другая делает выкрюк (рис. 360). Немного труднее первого змеечного способа, отвечающего выкрюку, другой такой же, отвечающий крюку, где поворот делается по закривлению первой дуги (рис. 361), А еще труднее четвертый способ — с отрывом сзади идущей ноги ото льда, в то время как другая делает крюк (рис. 362).

К числу фигур с разбегом относится также очень эффектный в хорошем исполнении уход по прямой линии с остановкой на носке с полного хода. Никакой особенной техники в нем нет, дело сводится к выработке тонкого чувства равновесия и к смелости. С большого хода фигурист на одной ноге уходит от публики, оставаясь к ней лицом, по совершенно прямой линии с откинутой назад свободной ногой в позиции средней между I и II и, внезапно и резко поднявшись на зазубрины носка, с глубоким наклоном корпуса вперед и высоко поднятой назад и вверх свободной ногой (рис. 15, 385 и 386) останавливается у дальнего края площадки.