Фигурное катание как международный спорт в XX веке

С момента утверждения в Европе господства международного стиля — а это произошло в течение последнего пятилетия XIX века — уже не приходится говорить о существовании на ряду с ним каких-то других стилей. Правда, в английских, а в особенности в англо-швейцарских конькобежных клубах еще очень долго практиковалось катание в британском стиле; оно, конечно, существует там и сейчас, так же как и в Америке без сомнения есть до сих пор любители старинной микроскопической гравировки; но то и другое теперь представляет собой не более, как постепенно отмирающий пережиток, и в оценке современности это катание не лишено несколько карикатурного характера. В остальных странах, примкнувших к международному стилю, характер катания стал настолько между собой схожим, что различие в катании, например, австрийской и германской школы сводится почти только к мелким индивидуальным особенностям в манере или в методике исполнения фигур (венец, например, начинает школьные тройки с большей скрученностью корпуса в сторону закривления фигуры, чем немец, и т. п.). Поэтому уже нет никакого смысла рассматривать историю развития фигурного катания в XX веке отдельно в каждой стране, как это мы сделали в отношении XIX. Мы лишь вкратце осветим развитие международных встреч и главные роли отдельных стран в этих встречах, а также развитие техники и методики катания и методов судейской оценки.

Мы уже знаем, что после возникновения в 1892 г. международного союза начались регулярные розыгрыши соревнований, сперва только для мужчин, на первенство Европы. С 1896 г. эти соревнования переименовали в первенства мира, а в 1898 г. восстановили европейские первенства, как особое состязание. Женщины стали было выступать вместе с мужчинами (М. Сайерс в 1904 г. в европейском первенстве), но в 1906 г. было установлено женское первенство МСК, только в 1924 г. официально признанное всемирным. Женское первенство Европы введено лишь с 1930 г. Международные соревнования в парном катании фактически начались с 1902 г., но до 1908 г. первенства в этой отрасли фигурного катания не были официально установлены. Лишь в том году начали разыгрывать парные первенства МСК, которые, как и женские первенства, в 1924 г. переименованы в мировые. Европейские первенства в парном катании установлены в 1930 г.

Такое развитие международных встреч шло параллельно росту организации международного союза, приобретавшего  с каждым годом все больший охват наций и все большее значение. Центр союза — его комитет — еще в девяностых годах перешел из Голландии в Швецию, когда председателем его после голландцев Мульера и Барнаарта  был избран известный шведский деятель в области спорта Виктор Балк. В союз сперва входили только северо- и  среднеевропейские страны, в том числе и дореволюционная Россия в лице СПб общества любителей бега на коньках, СПб. кружка любителей спорта, Московского речного яхт-клуба и Московского русского гимнастического общества; постепенно к нему присоединились США, часть Южной Европы (Италия, Румыния); в последние годы в него вошли также Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия и, наконец, Япония, фигуристы которой в 1936 г. принимали участие в мировом первенстве в Париже.

Но, кроме перечисленных выше соревнований МСК, в связи с общим возрождением атлетического спорта в XIX веке под руководством олимпийского комитета, представляющего теперь главный штаб буржуазного спортивного движения, с начала XX века возникла мысль включить и конькобежный спорт в программу олимпийских игр. Мысль эта была впервые осуществлена на играх IV олимпиады 1908 г. в Лондоне, но затем ввиду событий, связанных с империалистической войной 1914—1918 гг., зимние олимпиады не проводились до 1924 г., когда были устроены игры в Шамони во французской Швейцарии. После того зимние олимпийские игры периодически повторяются через каждые четыре года в разных пунктах земного шара: в 1928 г. в С.-Моритце (швейцарский Тироль), в 1932 г. в Лэйк-Плесид (США), в 1936 г. в Гармиш-Партенкирхене в Германии. На этих играх проводились соревнования на олимпийские первенства мужские, женские и парные смешанные по правилам МСК. Но последний не солидаризовался с олимпийским комитетом и признает только те олимпийские игры, которые проводятся олимпийским комитетом через общества или союзы, состоящие членами МСК. *
Таким образом, для фигуристов международного класса была открыта возможность выступать на соревнованиях дважды в сезон в обыкновенные годы и трижды — в олимпийские. Соответственно этому росла и некоторая массовость этого спорта. Если в довоенное время число участников больших соревнований, например, мировых первенств, достигало в среднем 4—5 человек, и такие записи, как например, в 1908 г. на олимпийских играх в Лондоне (10 человек от 5 стран) или в 1914 г. в Гельсингфорсе (12 человек от 5 стран), представлялись исключительными, то в 1924 г. на олимпиаде в Шамони уже никого не удивляет участие 10 стран (Австрия, США, Англия, Бельгия, Венгрия, Канада, Франция, Чехословакия,. Швейцария и Швеция), а в 1928 г. в С.-Моритце в одном только женском соревновании стартовало 27 участниц.

Из всех участников больших международных соревнований, которых пришлось видеть автору этой книги, безусловно выше всех стоял Гильберт Фукс в 1896 г. Он был тогда отлично тренирован и как по простому безыскусственному изяществу своей работы на льду, так и по безукоризненной технике школы и бесконечной уверенности, силе, темпераменту и музыкальности произвольного катания с программой, в высшей степени трудной и разнообразной,— положительно не оставлял желать ничего лучшего; Г. Хюгель рядом с ним стушевывался. К сожалению, Фукс заболел и в следующую встречу с ним в 1901 г. в Гельсингфорсе нам пришлось увидеть его потерявшим не меньше половины своих преимуществ.

Рис. 55. Ульрих Сальков.

Рис. 56. Вилли Бокль на прыжке.

Рис. 57. Карли Шэфер.

Соня Гени.

Его соперник Хюгель продержался включительно до 1900 г., когда в последний раз взял мировое первенство в Давосе. Характерными качествами его были необычайная живость и музыкальность произвольного катания при очень хорошей школе. В программе его было много разнообразия, но поражающей по чистоте и трудности фигурой был только сложный пируэт стоя — сидя — стоя — на носке.

Уже в 1899 г. и 1900 г. на Хюгеля стал сильно нажимать молодой швед из Стокгольма Ульрих Сальков, оказавшийся новой «восходящей звездой», ибо, выиграв в 1898 г. первенство Европы в Тронтьеме (Норвегия) и в 1901 г. первенство мира в Стокгольме, он держал последнее вплоть до 1911 г. включительно с одним только пропуском в 1906 г. (на этот раз соревнование было в Мюнхене и Сальков без борьбы уступил мировое первенство Фуксу). За все время своих выступлений на международной арене он был побит только дважды (Де Флоном в Стокгольме и Паниным в Петербурге) и, покончив в 1911 г. с мировыми первенствами, еще раз овладел европейским в 1913 г.

Сальков, конечно, представлял собою явление исключительное; но он, располагая отличными атлетическими данными, построил свои успехи главным образом на тонкой приспособленности своей работы на льду к правилам состязаний МСК; катание его, при трудной произвольной программе, было очень спокойно, уверенно и чисто, как работа хорошего гимнаста, но грубовато и отнюдь не поражало ни красотой, ни грацией; спортивная сторона была безукоризненна, эстетическая — положительно слаба. Лучшим номером Салькова был танец очков, — вещь сравнительно нетрудная,— и великолепный по чистоте и уверенности прыжок Паульсена; но еще далеко ему было до исполнения этой же фигуры Фуксом в 1896 г. в его труднейшей связи с пируэтом.

Салькова сменил в 1912 г. венец Фриц Кахлер, выигравший соревнование в Манчестере. До начала войны 1914 г. и после нее, начиная с 1923 г. до наших дней, венцы все время удерживали мировое первенство за собой, за исключением 1914, 1922, 1924 и 1929 гг., когда пальму первенства удавалось вырвать шведам в лице Сандаля и Гравстрема из Стокгольма. В. Бокль (Вена) был чемпионом Европы в 1922, 1923, 1925, 1926, 1927 и 1929 гг. и чемпионом мира в 1925, 1926, 1927 и 1928 гг. Кахлер сумел и после войны, т. е. через 10 лет после своих первых побед, завладеть по одному разу первенством мира (1923) и Европы (1924). Европейское первенство с 1929 г. и мировое с 1930 г. непрерывно до 1936 г. принадлежало венцу Карли Шэферу.

Из других, менее блестящих чемпионов этого спорта, достойны упоминания чемпионы Европы: 1905 г. венец Макс Богач и 1911 г. швед Пер Торэн.

Рис. 58. Пер Торэн.

Первый был чрезвычайно темпераментный, очень музыкальный исполнитель произвольного катания, которому, однако, несовершенства конституции и техники преградили путь к мировому первенству. Второй был прекрасно сложенный, очень живой юноша, обладавший великолепной прыгучестью.

В олимпийских первенствах победителями были: в 1908 г. в обыкновенном катании Сальков и в специальном Панин; в 1924 и в 1928 гг. Гравстрем; в 1932 и 1936 гг. К. Шэфер.

Рис. 59. Опика фон Мерай-Хорват.

Рис. 60. Герма Ярош-Шабо.

Соня Гени в произвольном катании.

Сесилия Колидж на шпитц-пируэте.

Соня Гени на спирали вперед наружу.

Рис. 61. Соня Гени в 1924 г.

В женском катании больше всего выделилась Австро-Венгрия. Первые два года, 1906 и 1907, первенство было за англичанкой Мэджи Сайерс; потом семь лет подряд оно принадлежало Будапешту в лице Лили Кронбергер (1908—1911 гг.) и О. фон Мерай-Хорват (1912— 1914 гг.). После войны пять лет (1922 — 1926 гг.) первенствовала Терма Ярош-Шабо, а в 1927 г. в Осло ее побила пятнадцатилетняя норвежка Соня Гени, которая до 1936 г. осталась непобитой, несмотря на колоссальную по количеству и качественно блестящую конкуренцию. Олимпийские первенства принадлежали в 1908 г. М. Сайерс, в 1924 г. Г. Шабо, в 1928, 1932 и 1936 гг. Соне Гени.

Смешанное парное катание, составляющее теперь ценнейшее художественное достижение в области конькобежного спорта, дало в международных первенствах наиболее пестрые результаты, что объясняется трудностью закрепить свое преимущество вследствие сравнительной легкости техники в этом отделе: школа там отсутствует совсем, произвольное же катание вдвоем в огромном большинстве комбинаций на много менее трудно и рискованно, чем одиночное. Это положение, которое может вызвать много споров со стороны парников, ясно подтверждается, однако, тем непреложным фактом, что в парное катание до сих пор шли только неудачники в одиночном катании, пытавшиеся продвинуться в последнем, но оказавшиеся не выше второго класса. Исключением из этого являются только две женщины — М. Сайерс и Г. Ярош-Шабо, остальные все прошли один и тот же путь.

Над созданием парного катания в международном стиле больше всех потрудились женщины из семейства известного нам Эд. Энгельманна: сестра его Xристина Шабо в паре с Эйлером, дочь его Э. Энгельманн в паре сперва с М. Мейстриком, потом с А. Бергером (мировые первенства 1913,1922 и 1924 гг.), племянница его Г. Шабо в паре с А. Вреде (тоже в 1925 и 1927 гг.). Кроме них, здесь выделились М. и Э. Сайерс Лондон (1902 г. и 1904 г.), Анна Гюблер и Г. Бургер, Мюнхен (1906, 1907, 1908 и 1910 гг.), Л. и В. Якобсон, Гельсингфорс (1911, 1914 и 1923 гг.) и А. и П. Брюнэ, Париж (1926, 1928, 1930, 1932 и 1934 гг.). На олимпийских играх победителями были в 1908 г. Гюблер— Бургер (Мюнхен), в 1924 г. Энгельманн — Бергер (Вена), в 1928 г. Жоли—Брюнэ (Париж), в 1932 г. Брюнэ—Брюнэ и в 1936 г. Гербер — Байер (Германия).

За все время существования международных первенств Вена сумела блестяще доказать преимущество своей школы и своих фигуристов, как непосредственных учеников и последователей Дж. Гейнса: на ее долю пришлось по 1936 г. 52 первенства, не считая олимпийских, в то время как Стокгольм, официальный центр международного союза, получил их только 26, Будапешт 12, Осло 16, прочие города Европы — еще меньше. Если же принять во внимание, что будапештский клуб большей частью своих побед обязан своему тренеру Виктору Зейберту, непосредственно принадлежащему к венской школе, то за последней будет уже не 52, а 64 первенства.

Нет никакого сомнения в том, что венцы обязаны своими постоянными успехами наличию в их работе двух факторов: 1) правильная оценка значения школы в фигурном катании — отсюда методическое изучение ее, и, как дальнейшее следствие, полное овладение техникой и произвольного катания: венцы уже с самого начала ясно сознавали всю важность основательного и всестороннего изучения школы: уже в 1903 г. в Венском обществе были установлены, по примеру Петербурга, разрядные испытания, но здесь вся программа разделялась только на три разряда; и 2) постановка на первое место в произвольном катании художественной стороны его, общего впечатления, а не только чистого исполнения отдельных головоломных трюков. Венская пластика, пуантировка и непостижимая быстрота ** сложных переходов в трудной программе произвольного катания при безукоризненной музыкальности этих прирожденных танцоров дали им столько побед и восторженных оваций зрителей.

Остановимся несколько подробнее на том, как развивалось фигурное катание в XX веке в дореволюционной России.

Рис. 62. М. и Э. Сайерс.

Как мы уже говорили, в последние четыре года прошлого столетия у русских не было никаких связей с заграничным катанием. В 1901 г. чемпионатом России овладел Н. Панин, и в том же году ему пришлось встретиться в Петербурге с двумя чемпионами мира — Г. Фуксом и У. Сальковом — и убедиться, что класс его катания весьма далек от международного: все приемы, ход, размеры фигур, смелость катания гостей были совсем иные, — они ушли далеко вперед. Однореберное выполнение крюков поражало глаз, как какое-то чудо, прыжки с поворотами в воздухе казались неподражаемым акробатством. Наконец, форма коньков, желобок на них, продольная шлифовка — все было невиданной диковинкой.

В это же время (февраль 1901 г.) в Обществе любителей бега на коньках появился знаменитый тренер Виктор Зейберт. Венец по рождению, он работал как инструктор фигурного катания в будапештском клубе («Корксольяжо Эдйилет») и в показательных выступлениях в парном катании со своей женой пользовался большим успехом.

Рис. 63. А. Гюблер и Г. Бургер.

В связи с обнаружением отсталости русских фигуристов Зейберт был приглашен для работы с ними на 2 недели в 1902 г. и на месяц в 1903 г. Он оказал огромное влияние на развитие фигурного катания в России, так как за короткий срок своей работы сумел в корне переделать всю нашу старую школу, дал теоретическое основание для новой и так прочно поставил это дело на рельсы, что оно могло расти дальше уже вполне самостоятельно. Реальный результат сказался уже в 1903 г., когда один из его учеников Панин занял на мировом первенстве второе место после Салькова, побив Фукса, Богача и берлинского чемпиона Лассана.

Ученики Зейберта продолжали работать самостоятельно, инструктируя в свою очередь младших товарищей и поддерживая связь с Москвой. В последующие годы в Юсуповой саду образовалась сильная группа фигуристов в лице Панина, А. Росс, Ф. Датлина и К. Олло, которые в товарищеской борьбе между собой улучшали свое катание и вели за собой многочисленную группу молодежи (Лан, И. Кревинг, А. Кревинг. С. фан дер Флит, Кербер, Депп и женщины — К. Цезар, О. Каульбарс, А. Целикова и др.), к которой впоследствии примкнул и москвич И. Малинин, ставший потом чемпионом России. Фактом большого значения явилось издание в 1903 г. по мысли Н. Панина новых правил разрядных испытаний и проведение их в жизнь. Выдержавший испытание получал последовательно значок из бронзы, серебра, серебра с золотом и наконец из золота, а также право бесплатного входа на каток. Это пробуждало значительный интерес в молодежи и создало стимул для более систематической работы над собою.

Необходимо отметить, что около 1905 г., по инициативе группы членов СПб. Общества любителей бега на коньках, общим собранием общества было поручено Н. А. Панину зафиксировать в форме специального руководства полученные им от Зейберта познания и результаты собственного опыта в катании и особенно в инструктировании; этот труд мог быть завершен и издан только через пять лет, в 1910 г. Он впервые выявил основной принцип механики фигурного катания, заключающийся в постоянных скручиваниях грудной клетки по продольной оси относительно таза и наоборот.

Рис. 64 Л. и В. Якобсон.

Рис. 65. Кубок в память А. Н. Паншина.

За пятилетие с 1903 г. по 1908 г. значительным фактом в развитии фигурного катания было учреждение в 1905 г. переходящего кубка в память А. Н. Паншина. Учредители задались целью восстановить забытое было у нас специальное фигурное катание, и в ежегодные состязания на этот кубок был включен, кроме школы и произвольного катания, еще третий отдел—специальных фигур, подобно тому, как это было в состязании 1890 г. Состязаниям этим был придан международный характер, и, таким образом, интерес к специальному катанию был пробужден не только в России, но и за границей.

Впрочем, в первые два года иностранцы не решались выступить в мало знакомой им области, и кубок оставался за Паниным; на третий год (1908 г.) на конкурсе их выступило трое: представители Швеции (чемпион мира Сальков) и Германии (Г. Бургер и М. Гордан), но проиграли русским. Школьное катание стояло в России в то время тоже на высоком уровне, так как Сальков был побит и в этом разряде; кубок остался за прежним владельцем.

В том же году осенью в целях реванша на IV олимпиаде в Лондоне был установлен особый разряд соревнования, состоящий в специальном катании; но и здесь первое место осталось за русским.

В этот период фигурное катание стало заметно развиваться и в Москве, где его пропагандировали два клуба: московский Речной яхт-клуб и Русское гимнастическое общество, участвовавшие активно в петербургских состязаниях и принимавшие у себя петербуржцев. Катание русских уже в то время ничем не отличалось от современного международного стиля, кроме наличия специальных фигур.

После 1908 г. до начала империалистической войны фигурное катание не сделало здесь по качеству значительных шагов вперед, но и не слишком отстало от других стран: в 1911 г. на европейском первенстве, разыгранном в Петербурге, К. Олло занял хорошее второе место после шведа П. Торэна, москвич Малинин остался на четвертом месте.

Рис. 66. Н. А. Панин.

Рис. 67. Ф. И. Датлин.

Нужно еще отметить, что с 1911 г. было установлено состязание на первенство России для женщин, пять лет подряд выигранное К. Г. Цезар, которая оставалась победительницей и в смешанных состязаниях. Она неоднократно выступала и в международных встречах,  но не успела до начала войны здесь выдвинуться.

Что касается парного катания, то до революции оно никогда не стояло у нас высоко, и немногочисленные наши пары не представляли чего-либо выдающегося. Размер этого очерка не позволяет более подробно остановиться на этом.

Мужские первенства России после 1900 г. принадлежали: с 1901 по 1905 и в 1907 гг. Н. А. Панину; в 1906 и 1908 гг. Ф. И. Датлину; в 1909 г. первенство осталось неприсужденным; с 1910 по 1912 гг. его держал К. А. Олло; в 1913 — 1914 гг. — И. П. Малинин. В 1915 г. на первенство выступил только один из московских фигуристов В. И. Дмитриев без конкурентов, но не смог выполнить минимума, и первенство осталось неприсужденным.

В последние перед войной годы и в России открылся, наконец, давножданный «дворец льда», но просуществовал он очень недолго.

 * § 11 п. «с» правил соревнований 1935 г.
** Э. В. Сайерс в своей книжке «The Art of Skating» пишет в 1912 г., что он знает во всем мире только двух фигуристов, обладающих даром быстрой работы ног, — это венцы Хюгель и Богач.