Как составлять программу, исполнение ее, музыка

Конькобежцу, имеющему в запасе достаточно произвольных фигур из всех рассмотренных нами отделов, предстоит еще задача выбрать и сгруппировать их в одну программу трех-, четырех- или пятиминутного катания так, чтобы она представляла собой нечто цельное, по возможности, характерное для исполнителя, и чтобы в ней рельефнее выступила его индивидуальность, как фигуриста.

Поэтому прежде всего посоветуем не заимствовать фигур, особенно из отдела комбинаций, у других лиц.

Второе правило — никогда не включать в программу такие фигуры, которые исполняются не вполне уверенно: какова бы ни была трудность такой фигуры, неудача в ней испортит все впечатление, которое будет несравненно хуже, чем от фигур более легких, но сделанных безукоризненно.

Далее, вопрос о выборе материала для программы уже отчасти предрешается требованием правил соревнований: фигуры должны быть трудны и разнообразны; но этого мало, необходимо считаться и с художественной стороной дела. Поэтому, выбирая фигуры, следует обратить внимание на то, чтобы они были в исполнении красивы, плавны и непременно динамичны.

Все самые эффектные и трудные вещи, которые знает фигурист, обязательно включаются в программу и составляют основание ее; сюда относятся трудные прыжки, фигуры с корабликом, пируэты всех родов и т. д. Остальное время катания должно быть заполнено фигурами хотя и более легкими, но интересными и, по возможности, из всех отделов, описанных в этой части, причем, однако, необходимо избегать фигур, сопряженных с замедлением или остановкой хода; надо помнить, что живость катания — главный залог успеха; поэтому наибольшее место следует отвести всевозможным комбинациям, в которых живые короткие шаги и переходы чередовались бы с крутыми, но плавными и красивыми дугами, а эти без замедления хода превращались бы в новые переходы, переплетались бы змейками и быстрыми циркулями, сменялись смелым прыжком, пируэтом и вновь неслись непрерывным узором, не повторяясь, без запинок и без лишних нерешительных шагов, постоянно в такт музыки.

В таких комбинациях должно предпочесть фигуры не слишком сложные, чтобы зрители могли распознать их, и, по возможности, симметричные, т. е. исполняемые одинаково с правой и левой ноги.

Хороши также исполненные с темпераментом танцы по кругу, например вальсы и марши, но ими не следует злоупотреблять во избежание однообразия.

Вообще надо остерегаться повторения не только тех же самых, но даже очень похожих переходов и фигур.

Выбирая фигуры, следует иметь в виду и возможную группировку их; ведь исполнение их должно быть связно и безостановочно, следовательно, из одной фигуры всегда должен быть удобный переход в другую, а это не для всех фигур возможно: значит, такие фигуры лучше не ставить рядом, но взять другой порядок их или вставить для перехода какое-нибудь интересное соединение, например змейку, американский переход, вексир и т. п., но не простые голландские шаги или тройки.

Так например, для перехода от танца по кругу с большим ходом к пируэтам берут не слишком длинную спираль с красивой постановкой тела; от пируэта к комбинациям с большим ходом ищут перехода посредством змеек или танцев; для фигуры с разбегом в середине или в конце программы необходимо сначала отойти подальше назад или в сторону, — следовательно надо выдумать такую фигуру с движением вперед, которая, не роняя интереса, позволила бы удалиться.

Кроме того, очень важно распределение фигур на протяжении положенного для катания времени; совершенно неудачной пришлось бы признать программу, в которой все трудные и интересные фигуры были бы поставлены одна за другой в начале, а остальная часть была бы занята только легкими и менее видными; это выглядело бы так, как будто исполнитель, что называется, «сдал»; лучше было бы поставить все трудные фигуры в конце, но и тут неладно: первая часть будет плоха и оставит невыгодное впечатление, которое уже трудно загладить, а, кроме того, к концу силы уже не те, и делать подряд все самые трудные фигуры уже рискованно — глядишь, что-нибудь и сорвется; а потому лучше всего распределять трудные и легкие, полные эффекта, и более слабые фигуры так, чтобы они чередовались; тогда и силы лучше сберегутся. В интересах же наилучшей общей картины как начало программы, так и заключение должны быть обязательно выдающимися, особенно последнее: зрители остаются под непосредственным впечатлением его; наилучшая же фигура помещается, если не в самый конец, то во вторую половину; например, волчок служит традиционным заключением первоклассной программы.

Остановка хода в середине катания допустима только в одном случае: если на быстром движении фигурист внезапно и моментально останавливается в какой-нибудь красивой позе, например, прыгнув на носок конька или поднявшись на носки со скрещенными ногами после резкого циркуля назад наружу, остается несколько мгновений совершенно неподвижным и тотчас вновь переходит в энергичные смелые фигуры с большим ходом и сильным наклоном тела. Впрочем наилучший эффект производит такая фигура перед самым концом, чтобы после нее тотчас следовало и заключение, например, в виде низкого пируэта.

При исполнении так составленной программы надо обращать внимание не только на связность и гармонию отдельных фигур, что в значительной мере обусловливается постоянным наличием большого остаточного хода, но и на уверенность всех движений и переходов при условии красиво держаться, иметь сильный ход и хорошо пуантировать каждую фигуру, придавая этим достаточно жизни всему катанию.

Совокупность последних трех условий составляет главное в произвольном катании; умение спокойно, правильно и красиво исполнять все движения и переходы на большом ходу — это такое преимущество, перед которым отступает на второй план трудность самой программы. Во всяком случае не может быть двух мнений о том, что лучше: очень трудная программа, некрасиво, вяло и неуверенно исполненная, или же более легкая, но полная жизни, свободного движения и непринужденной грации. Может быть, по букве соревновательных правил обе будут оценены одинаково, но сердце зрителя всегда на стороне последней. Идеальным фигуристом был бы тот, кто соединил бы в своей программе наивысшую трудность и разнообразие фигур с живым, красивым и уверенным катанием.

При исполнении программы нельзя упускать из виду еще одно важное обстоятельство: это размещение фигур на отведенной для катания площади. Чрезвычайно неблагоприятное впечатление производит катание по краям этой площади; поэтому надо так распределять катание, чтобы все фигуры исполнялись на виду, к краям же площади можно удаляться разве только для разбега.

Для достижения хорошего исполнения программы нужна прилежная тренировка: от нее в наибольшей мере зависит успех. Кататься в полную силу непрерывно в течение пяти или даже трех минут вовсе не легко, и без основательной подготовки не всякий организм выдержит это; а потеряв дыхание, уже будет не до пируэтов.

При тренировке в произвольном катании надо как можно чаще работать под музыку, чтобы привыкнуть к ней: это имеет здесь очень большое значение. Выше мы уже упоминали, что все движения должны исполняться, но возможности, в темп музыки: и действительно, это настолько же необходимо в искусстве катания на коньках, как и в хореографическом искусстве. От выбора музыки в значительной степени зависят и характер исполнения, и впечатление на зрителя; поэтому мы советуем останавливаться на красивых, оживленных и хорошо маркированных мелодиях, как, например, марши и мазурки; вальсы также весьма пригодны, если ведутся в должном темпе. Решить здесь вопрос о том, которая именно музыка заслуживает предпочтения,—невозможно; это зависит как от вкуса каждого отдельного лица, так и от доступной ему программы. Мы можем лишь указать, что катание под марш живее, чем под вальс, но зато и приспособить характер исполнения к характеру этой музыки гораздо труднее. Еще в большей степени это относится к мазурке.

Некоторые конькобежцы стараются разнообразить свою программу переменой музыки во время катания. Если оркестр хорошо ловит момент перемены, то этим можно кое-что выиграть; в противном случае нарушается целостность впечатления.