Классификация положений тела

Уже из сказанного выше можно заключить, что в фигурном катании встречаются более или менее длительные статические моменты, когда конькобежец скользит в относительном покое, сохраняя некоторое время раз принятое положение тела или позу.

И действительно, внимательно наблюдая за исполнением любой школьной фигуры, мы без труда заметим, что фигурист периодически принимает совершенно определенные типы взаимного расположения отдельных сегментов своего тела, которые то постепенно, то вдруг переходят один в другой и которые исчерпываются уже в первой простейшей фигуре — в голландском шаге, исполненном последовательно хотя бы двумя ходами вперед. Еще яснее мы заметим и отличим характерные черты этих типических положений тела, которые мы называем позициями, если будем рассматривать моментальные снимки, сделанные не в переходные моменты толчка, поворота, оборота и пр., а на дугах, хотя бы в непосредственной близости от характерного элемента фигуры. Мы увидим, что число таких позиций равно только четырем, а именно — первая и вторая отличаются от третьей и четвертой положением свободной ноги: в первых двух она откинута назад, во вторых двух — вынесена вперед.

Две нечетные (I и III) отличаются от двух четных (II и IV) Скрученностью стана от фронтального положения плеча, нечетных плечи повернуты так, что положение их и рук соответствует положению одноименных ног, а в четных эти положения не соответствуют одно другому; например, левое плечо и рука выдвинуты вперед, тогда как левая нога откинута назад, или наоборот. Другими словами, в I и III позициях линия плеч (соединяющая плечевые сочленения) и линия бедер (соединяющая тазобедренные сочленения) приблизительно параллельны, а во II и в IV — резко скрещены. При этом началу каждого голландского шага в порядке их нумеров соответствует своя позиция: Г1 начинается I позицией, Г2 — II позицией, Г3 — III позицией и Г4 — IV позицией.

Так как степень скрученности плеч может изменяться е очень широких пределах, то соответственно каждая позиция может быть выражена в разной степени резко, и эта степень скрученности имеет большое значение для техники фигурного катания. Но, с другой стороны, бесконечно мелкие градации нам не важны; поэтому чисто условно и приблизительно мы различаем в каждой позиции только три степени: слабую, когда уклон корпуса от фронтального положения невелик; сильную, когда он имеет среднюю величину, и резкую, когда он повернут до отказа (см. рис. 124—136).

Рис. 124. I позиция слабая (Панин).

Рис. 125. I позиция сильная (Панин).

Рис. 126. I позиция резкая (Сальков).

Рис. 127. II позиция слабая (Панин).

Рис. 128. II позиция сильная (Панин).

Рис. 129. II позиция резкая (Сайерс).

Рис. 130. III позиция слабая (Панин).

Рис. 131. III позиций сильная (Н. Леплинская).

Рис. 132. III позиция резкая (Сальков).

Рис. 133. IV позиция слабая (Панин).

Рис. 134. IV позиция сильная (Брор Мейер).

Рис. 135. IV позиция резкая (Сальков)

Кроме этого, каждая позиция может изменяться в известных пределах лишь в более или менее мелких деталях (например, отвод свободной ноги в ту или иную сторону, поворот головы вперед или назад лицом, общий наклон тела и пр.). Изложенная классификация положений, несмотря на некоторую схематичность и даже абстрактность ее, имеет огромное значение для методики обучения фигурному катанию, но пользоваться ею в объяснениях следует всегда в связи с динамикой переходов из одной позиции в другую.