Крюк вперед внутрь — назад внутрь № 21 а и б
2К—4К или К2—4
Крюк вперед внутрь имеет очень много общего с наружным крюком, но гораздо труднее его главным образом потому, что свободная нега не может здесь играть значительной роли для удержания тела в новой поверхности движения; она почти не работает во время самого поворота, и вся тяжесть переложения тела в новое направление достается корпусу.
Фигура начинается с силою и резко на ребре конька, с довольно сильным скручиванием корпуса по закривлению, особенно на второй половине первой полудуги около точки а (рис. 294) так, чтобы после нее корпус был вполне повернут по закривлению первой части (рис. 290); свободная нога к концу полудуги, одновременно с вращением корпуса, выносится вперед и слегка скрещивается с опорной так, чтобы бедренные (верхние) части ног обязательно были вместе, соприкасаясь друг с другом; принимается таким образом резкая IV позиция, после чего сейчас же следует и самый поворот; при этом опорная нога работает точно так же, как в т. е. сильно сгибается перед поворотом около точки а, затем выпрямляется и, повернувшись, тотчас снова сильно сгибается; перед поворотом она идет на задней половине конька и лишь в самый момент поворота быстро переносит точку опоры на переднюю часть. Корпус из своей полной скрученности по закривлению первой части в момент поворота конька энергично вращается в обратную сторону, удерживая тело в новой поверхности движения. Это вращение корпуса должно быть весьма сильным; вместе с тем необходимо и руки вполне переносить в сторону закривления новой дуги, иначе корпус не удержится в новом направлении и, несмотря на все старания, пойдет постепенно против закривления, не давая возможности закончить фигуру. Свободная нога остается почти без работы, она только регулирует ход по 6-му правилу техники и к концу фигуры выходит назад, как в 4Г.
На этом крюке очень трудно получить достаточно хода для полного заключения фигуры; хороший ход достигается вообще систематическим упражнением, а в частности — правильной работой опорного колена.
После поворота положение свободной ноги и всего тела очень похоже на то, как после поворота скобки вперед наружу (рис. 273 и 291) — позиция III сильная.
Вторая половина фигуры № 21, как и в № 20, гораздо легче первой; самый поворот крюка назад внутрь без труда выходит очень чистым; но что представляет здесь большую трудность — это получение нового хода на повороте, тем более что уже самое отталкивание назад внутрь при переходе на другую ногу—наиболее слабое из всех. Для преодоления этой трудности приходится прибегать к следующему приему: почти вся первая полудуга назад внутрь исполняется в полной неподвижности всего тела, находящегося в слабой III позиции; если и может быть допущено при этом скручивание корпуса по закривлению, то лишь самое незаметное; свободная нога вытянута вперед, опорная сильно согнута. Затем сильное вращение корпуса по закривлению, вытягивание опорной ноги и сильное же выбрасывание свободной ноги назад в резкую II позицию (скрещение с опорной сзади и носком внутрь) производятся лишь в точке в один темп, в течение которого пробегается и большая часть оставшегося до поворота пространства, и тотчас следует поворот конька вместе с обратным вращением корпуса по закривлению новой дуги; колено опорной ноги тотчас же снова сгибается, и все тело и свободная нога принимают такое положение, как после скобки назад наружу — сильная I позиция (рис. 293).
Ведение свободной ноги здесь вообще почти такое же, как в названной скобке, только движется она в другом темпе, не останавливаясь после выбрасывания назад, но тотчас, вследствие поворота опорной ноги и таза, выходит из скрещения в положение, соответствующее началу 2Г.
Устойчивость в новой поверхности движения зависит от полноты скрученности корпуса по закривлению перед поворотом конька; если стан конькобежца очень гибок и скрученность корпуса была очень велика, то после крюка довольно легко может выйти петля, а эта комбинация — одна из самых трудных и для многих вовсе неисполнима.
Внутренние крюки по величине лишь немного уступают наружным. Трудность их выражается множителем 4.
Позиции 2К: II слабая, IV сильная, IV резкая — поворот III сильная, II сильная—перемена ноги.
Позиции 4К: IV слабая, III слабая, II резкая — поворот — I сильная, IV сильная — перемена ноги.
Дать исчерпывающий перечень ошибок, наичаще встречающихся при исполнении крюков, невозможно ввиду чрезвычайного их разнообразия, в свою очередь обусловленного большой сложностью техники этой фигуры. Укажем лишь наиболее типичные случаи:
1. В крюках вперед наружу вогнутость на первой фигуре первого крюка происходит от запоздалого скручивания корпуса по закривлению и преждевременного вынесения свободной ноги вперед. Следует требовать более точной координации этих движений.
2. Неудачи в исполнении всех крюков (перемены ребра конька после поворота) очень часто обусловлены причиной, общей для всех фигур с поворотами, именно недостаточной скрученностью стана в предварительном положении в связи с неполным поворотом грудной клетки, плеч и рук по закривлению первой дуги. Необходимо следить за полной резкостью позиций в предварительных положениях.
3. Соскобленность — нарушение чистоты острия поворота — указывает или на недостаточную резкость позиции в предварительном положении, или на недостаточный угол поворота конька опорной ноги, чаще всего на то и другое вместе. Надо требовать более полной скрученности стана перед поворотом и большего выворота пятки (или носка) опорной ноги в сторону поворота в самый момент его.
4. Прямизна, вогнутость и даже волнистость линий второй дуги первого крюка (вперед наружу) и даже перемена ребра получаются от тех же причин; центр тяжести тела после поворота оказывается не с внутренней стороны линии скольжения, а прямо над нею, почему вес тела и не может некоторое время найти упора на наружное ребро.
5. То же получается от нагибания стана вперед после поворота.
6. То же получается от неверного положения головы в последний момент перед поворотом — лицом в направлении движения по первой дуге, а не по второй; в этом случае она не может служить второй точкой опоры для обратного вращения корпуса, например, из резкой III в сильную I позицию, и не способствует своей массой переложению центра тяжести в новую поверхность движения. Надо требовать от ученика, чтобы, подходя к повороту, он смотрел туда, где будет лежать вторая дуга крюка.
7. Исполнение всех крюков в форме клюва, без всякого изгиба линии после поворота и с острием, направленным не по продольной оси, считается теперь ошибочным; такое исполнение намного легче, чем правильное помещение стрелок поворотов строго на ось так, чтобы они были обращены точно одна на другую. В идеальном исполнении линия, касательная к первой дуге крюка, проведенная перпендикулярно к продольной оси близ точки поворота, должна быть касательной же и ко второй дуге после поворота, как показано на рис. 295. Большая трудность такого исполнения видна из сравнения двух чертежей (рис. 295 и 296); при клювообразном исполнении точка опоры грубо передергивается с одной стороны проекции пути центра тяжести на другую; этот последний довольно свободно проходит в момент поворота между двух направлений обеих дуг, тогда как в другом случае пути центра тяжести и точки опоры около поворота сближаются много теснее, отчего риск ошибки на повороте во много раз увеличивается.
Для избежания ошибочного клювообразного исполнения нужно требовать от ученика: 1) постановки свободной ноги, вынесенной перед поворотом вперед, строго над следом фигуры, без скрещения, 2) некоторого уменьшения наклона конька ко льду перед поворотом и 3) как следствие этого — менее закривленной формы линии первой дуги перед самым поворотом. Само собой разумеется, что вместе с тем все движения должны быть очень точно координированы.
8. Вогнутости на первой дуге второго крюка (назад наружу) происходят обычно по причине, указанной в п. I этого перечня ошибок.
9. Частой причиной неудачи во всех крюках служит неправильное положение точки опоры на коньке: следует строго требовать, чтобы перед поворотом на крюках вперед конек шел на задней своей части, моментально перенося на повороте точку опоры на переднюю; на крюках назад — наоборот.
10. На крюке вперед внутрь обычно не хватает хода для правильного завершения фигуры. Для исправления этого недостатка единственный путь — тренировка и наблюдение за полнотой работы колена опорной ноги.
И. Взгляд, брошенный на исполненный поворот крюка вперед внутрь, портит дело более сильно, чем в остальных крюках (выход из поверхности движения).
12. В крюке назад внутрь, как и в первой половине фигуры № 21 а и б, самый частый недочет — недостаток хода после поворота. Для устранения этого, кроме длительной тренировки и особого наблюдения за полнотой работы колена опорной ноги, следует требовать от ученика возможно дольше после начала фигуры сохранять слабую III позицию, едва заметно переводя ее в полусильную, а перед самым поворотом как можно энергичнее переходить в резкую II, точно координируя вращение корпуса по закривлению и выброс свободной ноги с работой колена опорной.
13. Обычная ошибка во всех крюках — чрезмерно долгое сохранение после поворота стесненной некрасивой постановки тела, получающейся в результате резкой борьбы фигуриста с инерцией своего тела за сохранение новой поверхности движения. Необходимо требовать от ученика правильной, красивой постановки уже сразу после поворота, и во всяком случае такая постановка должна быть принята сразу после того, как скольжение в новом направлении твердо усвоено.
Рис. 290 и 291. Предварительное положение и разрешение крюка II2К
Рис. 292 и 293. Предварительное положение и разрешение крюка I4К.