Международный стиль

В результате международных встреч, где сталкивались и боролись различные своеобразные системы и школы катания, более или менее резко между собой расходившиеся в способах и манере катания, к концу XIX столетия постепенно выработался особый стиль катания, который оказался уже общим для всей главной массы фигуристов как северных, так и среднеевропейских стран; Англия и Северная Америка еще оставались в стороне. Этот стиль, получивший наименование международного, можно охарактеризовать следующими признаками:

1.       Наивысшая экономичность и выразительность движений при гармоническом сочетании чистоты и правильности самого рисунка с чистотою и пластикой телодвижений,  т. е. с уверенностью, свободой, естественной непринужденной легкостью и грацией их, и при полном отсутствии аффектированных поз и малейших лишних, ненужных движений.

2.       Как следствие тонко разработанной техники, а также и пластики, в нем ясно проявляется постоянное наличие последовательных смен положений тела резких, собранно-напряженных, с одной стороны, и мягких, развернуто-спокойных — с другой; эти смены удовлетворяют глаз зрителя подобно тому, как удовлетворяют слух разрешения, напряженных диссонансов в последовательности музыкальных аккордов, и дают то, что мы называем «гармонией движений».

3.       Широкий, возможно более быстрый ход не только в свободном, но и в школьном катании и чрезвычайная: быстрота отдельных переходов в первом из них.

4.       Замкнутость рисунков школьных фигур.

5.       Весьма значительный их размер, как следствие большого хода.

Однако ко всему этому пришли не сразу, а только к самому концу века. Еще в 1890 г. этот стиль не получил определенного  оформления, и на Петербургском соревновании еще резко выступала серьезная  борьба между представителями различных школ. Победа Лебедева объясняется именно тем, что катание его по характеру своему было ближе других к международному стилю, несомненно  наиболее привлекательному из всех, когда-либо существовавших: этот стиль соединил в себе наилучшие черты всех предшествовавших школ, оставив в стороне их недостатки, и представляет для зрителя завлекательное зрелище и немалое эстетическое наслаждение. Из английского стиля к нему перешли широкий ход, чистота переходов и точная, скатанность в парном катании; из скандинавской школы — лихость и бесстрашие в произвольном катании вообще и в частности в разделе прыжков; от американцев — чистота, геометрическая правильность рисунка и покрытие следа; в школьном катании и тонкий баланс в произвольном, (пируэты); от венской школы — грация, свобода, легкость, уверенность и музыкальность Дж. Гейнса.

Явное преимущество красоты международного стиля, конечно, не могло не влиять на большую часть приверженцев фигурного катания как в Англии, так и в Северной Америке в пользу перехода к этому стилю. В Англии так называемый свободный британский стиль, в отличие от строгого или энгадинского, нашел свое оформление в книгах: Т. Максвелл Уитэм в 1897 г. «Система фигурного  катания» * и М. С. Монье-Вильямс в 1898 г. «Фигурное катание». ** Но до 1908 г. международный стиль еще не занял в Англии ведущего места. В Америке правила американского стиля, установленные в 1891 г., были в 1902 г. пересмотрены, но американцы до 1908 г. не нарушали верности своим традициям и не выступали на соревнованиях международного союза. Но уже в девятисотых годах и в Англии, и в Америке началось настойчивое движение и пропаганда идеи присоединения к международному стилю. Супруги Э. и М. Сайерс в Англии неоднократно выступали в печати и издали несколько книг; в Америке Д ж. Броун и позже Ирвин Брокау боролись за это же и также  стали авторами общераспространенных неплохих изданий. В результате на олимпийских играх 1908 г. в Лондоне в международном соревновании по фигурному катанию в международном стиле выступили уже не один и не два, а целый ряд англичан и первый американец — тот же Брокау.

* Maxwell Witham, A System of Figure Skating, London. 1897.
** M. S. Monier-Williams. Figure Skating, London, 1898.