Образование британского стиля

Фигурное катание вступило в XIX столетие с уже готовой базой для развития: стальной конек, основы техники, уже довольно высокой, значительная популярность и, наконец, даже методическая литература. Казалось бы, оставалось только работать для быстрого достижения высокого совершенства. Но на деле это совершенствование сдвинулось с места только в шестидесятых годах того столетия, вместе с началом общего спортивного движения в капиталистическом мире; до этого времени качество почти не улучшалось, но зато росло количество, по крайней мере в континентальной Европе. При этом искусство катания развивалось в разных странах, само собой разумеется, не одинаково, уже по одному тому, что в разных странах оно было преимущественной принадлежностью разных классов, в зависимости от климатической, экономической и социальной обстановки данного места.

Чтобы ознакомиться вкратце с историей фигурного катания в главных очагах его развития в XIX веке, нам уже нет необходимости ни прибегать к раскопкам, ни рыться в пыли исторических архивов: мы можем проследить эту историю по специальной методической и исторической литературе, ясно отражающей состояние этого спорта в данное время и в данном месте и обычно снабженной более или менее достаточными графическими изображениями.

Англия в XIX веке долгое время, до конца шестидесятых годов, сохраняла в области искусства катания свое ведущее место — там продолжали возникать новые специальные клубы, прогрессировала теория и, главное, совершенствовался конек и шла вперед техника. В 1830 г. были основаны поныне существующие два клуба — в Лондоне и в Глазго, ревностно поощрявшие фигурное катание, но не пренебрегавшие и скоростным бегом. Улучшения коньков начались, правда, еще при Джоунзе, и их стали делать с более коротким крючком спереди; но потом улучшение пошло дальше, крючок постепенно все уменьшался, пока около 1850 г. не исчез совсем; лезвие к этому времени стали делать более высоким и с кривизной меньшего радиуса, т. е. более закругленным, задний конец его достигал до задней кромки каблука и даже заходил за нее; позже и задок закруглили, и, наконец, по примеру Америки, появились коньки целиком из стали; способ прикрепления к обуви постепенно совершенствовался, но современное привинчивание к подошве было изобретено не англичанами. 1

Рис. 25. Каток в Нюрнберге в 1825 году.

В самом начале столетия в Англии наблюдается некоторый застой и даже временный регресс фигурного катания. После книги Джоунза, переизданной в 1818 г., долгое время не появляется ничего дельного; литература до 1826 г. не свидетельствует о сколько-нибудь серьезной работе в данной области и показывает, что искусство в этот период пошло скорей назад, чем вперед; в ней можно было встретить например такие перлы: для изучения наружной дуги советовалось положить мешок с дробью в карман с той стороны, куда желательно дать наклон телу. 2 В другой книжке подробно объясняется, как делать «ледяной крем».3 Но в 1828 г. выходит более серьезный труд Томаса Клэй, делающий шаг вперед — там описаны голландские шаги со скрещением ног, т. е. с переступанием вперед и с подкладкой назад (the cross-rolls) и двукратные тройки под названием «тюрбан». Вскоре появляются еще две книжки — анонимный «Учебник конькобежца»,4 составленный кем-то из членов Лондонского «Скэйтинг Клуб», — с новыми фигурами: тройка вперед внутрь и назад наружу; вперед наружу три троечных поворота, названные почему-то «двойной тройкой»; то же, начиная вперед внутрь и начиная назад наружу и целая серия из тридцати совместных фигур; и «Мужественные упражнения» Уокера 5 с неплохими изображениями манеры катания тогдашних фигуристов, обнаруживающей уже первые признаки обособления английского катания в свои оригинальные специфические формы.

Рис. 26. Английский конек середины прошлого века.

Еще более серьезным руководством оказалась книжка Циклоса 6 «Искусство катания на коньках», вышедшая в 1852 г., переизданная в 1868 г., 1873 г. и др. годы и переведенная на многие языки. Автором ее был Джордж Андерсон, президент Глазговского клуба и многолетний член парламента. У него упоминаются новые комбинации: тройка с короткой перетяжкой, названная «кью», по сходству с буквой английского алфавита Q; обратное «кью» продолженная перетяжка вперед и назад.

Примечательно, что около этого времени интерес к фигурному катанию настолько возрос в Англии, что статьи о нем, и подчас весьма содержательные, стали появляться в общей прессе. Так в журнале «Фильд», правда всегда имевшем спортивный уклон, в 1864—1868 гг. были впервые описаны появившиеся из Канады непрерывная восьмерка на двух ногах, затем петли и змейки и, наконец, колпачки разной формы.

Тотчас после Циклоса появился фундаментальный труд Вандервелла и Уитэма «Система фигурного катания». 7 Здесь были описаны все восьмерки, все тройки, «кью» и обратные «кью», в комбинациях с повторными поворотами, а также все перетяжки вместе с большим числом совместных («комбинированных») фигур, постепенно занимавших в английском катании центральное место. Впервые ясно описаны все контр-рокеры. — наши выкрюки, — хотя и в примитивной форме без требования однореберности) и под другим названием —«рокинг-тбрн», присвоенном впоследствии крюкам. Такие выкрюки первым начал делать Вандервелл в 1860—61 г. 8 Во втором издании этой замечательной книги добавлены элементы, непрерывного катания на одной ноге в форме непрерывных восьмерок и непрерывных «кью».

В 1880 г. М. Уитэм опубликовал рисунок скобки, открытый им на роликах, а вместе с ней рисунок бесконечной восьмерки со скобками. Позже этот же  автор писал по истории фигурного катания в Англии. 9

Рис. 28. Фигуры «Фильда»

Крюк был открыт Монье-Вильямсом и Пидженом в Оксфорде в 1878— 1881 гг. и назывался сперва «обратный рокинг-торн», потом «рокинг-торн», и, наконец, «рокер».

В 1889 г. англичане единственный раз за все столетие выступили на международной арене, и то только в групповом несмешанном так наз. комбинированном катании мужчин, вне конкурса и без особого успеха. Приглашенные  принять участие в одиночном состязании против Сундтрена (шведа из Петербурга) и Катани (финляндца), они отказались, ссылаясь на свою недостаточную тренировку из-за короткой зимы. 10

В девяностых годах в Англии появляется много специальных книг по фигурному катанию: Монье-Вильямс, Уитэм, Альджернон, Гровенор, Томсон и Кенен, Рид, Вуди проч. издали очень хорошие книги, но они не представляют для нас интереса, так как посвящены дальнейшей разработке специфического британского стиля (главным образом в комбинированной групповой форме), уже тогда осужденного на постепенное вымирание ввиду своих крайностей.

Что же такое представляет собою этот британский стиль катания и как он возник?

Рис. 29. Каток в Кенсингтон-парке.

Рис. 30. Катание на коньках в Англии. С гравюры 1805 г.

Во второй четверти XIX века слащаво-сентиментальная, аффектированная манера катания прошлого века была повсюду оставлена; «стилизованный» вкус отошел в область преданий. На картинках и рисунках того времени (рис. 29 и 30) мы видим людей на коньках в более или менее естественных позах; английские изображения не составляют исключения; по рисункам тогдашних изданий и. гравюр видно, что манера катания была тогда в Англии хотя и несколько театральна, но все же довольно близка к современному нам международному стилю. Ни в одном английском руководстве по конькам до 1840 г. мы не найдем никаких указаний на абсолютно вытянутую опорную ногу, на сближенную с ней свободную и на полную неподвижность рук, прижатых к телу локтями внутрь; но уже в книге Уокера рисунки намекают на это, а с книги Андерсона начинается постепенное вбивание в голову читателя странной доктрины о необходимости такой постановки; сперва появляется совсем вытянутая нога, а потом и все остальное. В конце столетия один из самых ярых приверженцев британского стиля М. С. Монье-Вильямс пишет, 11 что катание в «хорошей форме» должно удовлетворять следующим пунктам:
1.       Общая прямизна постановки тела.

2.       Прямизна опорной ноги, с коленом вполне вытянутым; сгибание его допустимо только при толчке.

3.       Сближенное положение ног — свободная держится по возможности всегда сзади опорной.

4.       Лицо обращено в сторону движения, не глядя в низ на лед, а руки держатся как можно ближе вплотную к телу.

Рис. 31. Четыре голландских шага. Из книги Уокера 1834 г.

Добавим к этому из «Правил строго-британского стиля», 12 что свободная нога должна касаться опорной; носок ее должен быть обращен вбок и вверх, под прямым углом к опорной Ноге. Плечи должны быть хорошо оттянуты назад.

Правда, британский стиль в отношении динамики движения имеет весьма положительные стороны, так как представляет собой катание всегда длинными и смелыми дугами на очень большом ходу, обычно в групповой комбинации 2, 4, 8 и т. д. лиц, с внезапными «поворотами» (тройка, скобка, крюк, выкрюк) точно у общего центра; но этим и исчерпываются его преимущества. Нет ничего удивительного в том, что сам сторонник этого стиля Монье-Вильямс вынужден признаться, 13 что строго-британский стиль с его жесткими движениями может привести к натянутости, производящей впечатление «кочерговой элегантности», т. е. полной противоположности грации; тогда как в не-британском стиле, как это доказал американец Мифер, наиболее трудные движения, требующие чрезвычайного искусства и силы, могут быть исполнены с грацией и легкостью. В другом месте 14 он же пишет, что «общее впечатление от катания в строго-британском стиле противоположно грациозному и, при применении его логического максимума, должно признать справедливым упрек, что этот стиль имеет характер напыщенный, деревянный и лишенный всякой грации».

Рис. 32. Англичанин на спирали вперед наружу (1850).

Монье-Вильямс говорит это, правда, о строго-британском стиле, практикуемом главным образом в англошвейцарских клубах; 15 он стоит за более мягкую лондонскую школу, где свободной ноге позволяется некоторая весьма умеренная подвижность во время поворотов, и носок ее держится направленным вбок и вниз, а не вверх. Но общее впечатление выигрывает от этого немного.

Строгий британский стиль.

Рис. 33. Дуга вперед наружу.

Рис. 34. Дуга вперед внутрь.

Рис. 35. Дуга назад наружу.

Рис. 36. Дуга назад внутрь.

Рис. 37. Перед поворотом тройки.

Представьте себе четырех джентльменов в цилиндрах, визитках с длинным «ласточкиным хвостом» и в длинных брюках;16 все они стоят кучкою, спинами к общему центру — он обозначен на льду цветным мячом или апельсином. С чопорной серьезностью, достойной лучшего применения, по команде своего «кэптэна» все сразу поворачивают головы вправо и сухим коротким толчком берут в разные стороны разбег «английскими шагами» (I1Т4 +  II3), раз и два, с вышеописанной палкообразной постановкой тела устремляясь по кругу снова к центру плоскими быстрыми дугами и, съехавшись так почти в одну точку, вдруг все сразу по команде выводят какой-нибудь крюк, выкрюк или скобку, не разнимая сжатых пяток, и снова расходятся в разные стороны для бесконечного повторения подобных же маневров. Картина эффектная, но чрезвычайно своеобразная, невыразимо жесткая, часто до смешного, и бесконечно скучная, которую, однако, многие англичане до сих пор находят высокохудожественной.

Рис. 38. Конек «Маунт-Чарлз» для британского стиля катания.

Рис. 39. Свободный британский стиль в совместном катании.

Рис. 40. Пример совместной фигуры британского стиля.

Вызванный Мифером на объяснение причин и путей образования столь обособленного стиля катания, Монье-Вильямс заявил, что:       
1.       В фигурном катании вообще существует только  два стиля — британский и не-британский, и который из двух наиболее грациозен—это дело вкуса.

2.       Правила «хорошей формы» (см. выше) имеют то главное преимущество, что здесь достигается наибольшая однообразность катания, чего нет в не-британском стиле, где свободные ноги и руки могут занимать самые разнообразные положения, а эта однообразность необходима для излюбленного в английских клубах группового катания, где она составляет один из главных элементов.

3.       Идеалом британского фигуриста является широкий мощный ход по дугам, и англичане считают, что их специфическая постановка наиболее приспособлена для достижения устойчивого равновесия в этих условиях.

4. Катание в британском стиле более трудно, чем в каком-либо ином, а для каждого истинного спортсмена преодоление трудностей составляет наибольшее удовольствие.

Этот последний, четвертый пункт более всех остальных вскрывает истинные причины образования британского стиля: надо было сделать фигурное катание — этот прелестнейший вид спорта — недоступным для широких народных масс, надо было предупредить тягу к нему в среде, не располагающей большим количеством свободного времени, и закрепить привилегированное положение в нем высших классов.

Не следует забывать, что искусство катания в Англии в силу климатических условий страны и так уже было, да и до сих пор осталось достоянием плутократии: в самом Соединенном Королевстве морозов почти не бывает, этот вид спорта стал там доступным для регулярной практики лишь благодаря устройству дорогих «Ice Palace»—ледяных дворцов. 17 Небольшие группы богачей содержат за свой счет огромные стеклянные залы с охлажденным полом, машинные отделения с компрессорами для получения низкой температуры, инженеров, прислугу, ряд вспомогательных помещений, со всяким комфортом приспособленных для обслуживания хозяев — посторонние туда не допускаются даже за плату. До 1895 г., когда открылись первые искусственные катки в Лондоне («Принсес-Холл», «Нэйшнел-Палейс» и «Найагара-Холл»), состоятельный англичанин мог регулярно культивировать этот спорт только за границей, что впрочем мы видим и теперь в широком масштабе. В зимние месяцы, с начала ноября по март включительно, любители фигурного катания со своими тренерами перекочевывают в Швейцарию, преимущественно в Граубюнден (Энгадин), где в Сен-Моритце, Давосе, Гриндельвальде и других курортах для них устроены отели-дворцы с неизбежными катками, идеально содержимыми при каждом отеле. Там, на высоте 1600—2000 м над уровнем моря, на ярком солнце и чистейшем воздухе, быстро нагревающемся при появлении солнца до 26—28° R, лед, белый от снежного субстрата под ним, остается в течение всего дня достаточно твердым 18 и дает возможность господам из «Юнаитед-Кингдем» культивировать их чопорный накрахмаленный «строгий стиль», в котором нарочно установлены затрудняющие катание особо строгие правила, чтобы оградить себя от наплыва нежелательных элементов.

Первый сокрушительный удар по британскому стилю был нанесен в 1898 г. устройством в Лондоне международного состязания на первенство мира; англичане не смогли выставить на нем ни одного конкурента, и английская публика впервые могла воочию убедиться по катанию Гренандера, Фукса и Хюгеля в превосходстве международного стиля. Вскоре после этого многие из лучших английских фигуристов перешли на международный стиль и в начале нового столетия появились, на международной арене в качестве серьезных конкурентов в отдельных видах фигурного катания.

1. У многих авторов есть указание на то, что будто бы сплошь стальные коньки для привинчивания наглухо были изобретены Петром I в бытность его в Заандаме.

2. Edg. and Madge Syers, The Book of Winter Sports, 1808». стр. 62.

3. On the Outside Edge, стр. 45.

4.  Skaters Manual, or the Art of Skating, London, 1831.

5.  Walker, Manly Exercises, London, 1834.

6. Cyclos, The Art of Skating, Glasgow, London and Edinburg, 1852.

7. H. E. Vanderwell and T. Maxwell Witham, A System of Figure Skating, London, 1869.

8. Однореберный выкрюк был сделан в 1869 г. американским профессионалом Гудричем, самостоятельно открывшим его при катании на роликах в «Кристалл-Палэйсе» в Лондоне.

9. Maxwell Witham. Skating Gossip, Badmington Magazin, I, 609.

10.  Douglas Adams, Skating, London, 1890, стр. 87 и 88.

11.  Q. Meagher, Figure and Fancy Skating, стр. 23; небольшая глава этой книги написана Монье-Вильямсом.

12.  George Browne, A Handbook of Figure Skating, Springfield. Mass. U. S. A., 1900, стр. 11.

13.  В книге Meagher, Figure and Fancy Skating, стр. 26.

14.  М. S. Т. Monier-Williams, Figure Skating, London, 1898, стр. 63.

15.  Этот стиль прозван там «Flick and Jam School», т. е. ударно-зажимная школа.

16.  Именно в таких костюмах выступали англичане в Стокгольме в 1889 г.

17.  Об искусственных катках см. ниже, гл. XVI этой части.

18.  Благоприятные условия горных катков усугубляются еще и тем особым свойством воды, по которому температура ее замерзания (плавления) несколько повышается при понижении атмосферного давления вследствие того, что вода при переходе из жидкого состояния в твердое не сжимается, а расширяется; наоборот, тела, сжимающиеся при застывании (например парафин), при понижении давлений понижают и свою точку плавления. Благодаря этому содержание ледяной поверхности в порядке при сравнительно теплой погоде — в горах облегчается.