Пируэты

Пируэтами называются фигуры, сопряженные с быстрым вращением фигуриста вокруг собственной вертикальной оси наподобие волчка и, следовательно, почти на одном месте, в отличие от других фигур, где тело вращается менее быстро и около оси, лежащей на некотором от него расстоянии.

Пируэты составляют одну из самых красивых и трудных групп фигур на льду и непременно входят в программу произвольного катания, без чего последнее значительно теряет в разнообразии и яркости. Невозможно представить себе программу первоклассного фигуриста, в которую не входили бы два-три различных пируэта и в том числе непременно так называемый «низкий» или «волчок».

Пируэты исполняются: 1) на обеих ногах сразу и 2) на одной ноге.

На двух ногах возможны пируэты двух родов: 1) простой пируэт и 2) пируэт со скрещенными ногами, причем скрещение свободной ноги может быть спереди или сзади опорной. Самым легким и первоначальным надо признать именно простой пируэт на двух ногах.

Начинать его удобнее всего с простой тройки вперед наружу, придавая с самого начала плечам и рукам вращательное движение в сторону закривления этой фигуры и стараясь тотчас после тройки делать петлю назад внутрь-, в тот же момент свободная нога, бывшая откинутой далеко назад, энергичным движением ставится на лед рядом с опорной в расстоянии не менее 1/3 м от нее и притом так чтобы 1) тяжесть тела совершенно равномерно распределялась между обеими точками опоры, 2) чтобы носки обеих ног были обращены слегка внутрь и 3) чтобы оба конька стояли на плоскостях, т. е. совершенно перпендикулярно ко льду; конек, движущийся во время вращения передним ходом, идет на задней своей половине, движущийся задним ходом — на передней. При этом следует держать корпус и голову прямо, а колени несколько мягче обыкновенного. Руки, занесенные при начале тройки в сторону, противную вращению, на самой тройке уже получают размах в сторону вращения и держатся горизонтально вытянутыми в противоположные стороны, ладонями вниз, до того момента, когда  свободная нога поставлена на лед, и все тело, получив довольно сильное вращение, нашло твердое равновесие; тогда, внезапно опустив распростертые руки вниз «по швам» и одновременно вытянув колени, можно ускорить вращение приблизительно вдвое, что производит известный эффект. Механическое объяснение этого ускорения см. в ч. II. стр. 196.

Рис. 383. Наружный кораблик
Рис. 384. Внутренний кораблик.

Рис. 385 и 386. Уход назад с разбега
Рис. 387. Медленный пируэт
Рис. 388. Низкий пируэт на носке (К. Шэфер).

Рис. 389. Штанд-пируэт.

Рис. 390. Пируэт на носке.

Положение рук по сторонам тела не представляется в простом пируэте чем-либо обязательным: некоторые скрещивают их на груди или над головой, другие закладывают за спину или обвивают вокруг тела «штопором»; при последнем положении получается даже наибольшая скорость, так как руки наиболее приближаются к оси вращения.

Кроме тройки, началом для простого пируэта может служить первое колено простой змейки; его можно начать даже просто с места, стоя на обеих ногах и занеся сперва плечи и руки в одну сторону, а затем сильно вращая их в другую.

Описанный пируэт слишком прост для отдельного исполнения, а потому употребляется по большей части в комбинациях: или со змейками, или как начало для перехода к скрещенному пируэту, или как заключение волчка (см. ниже).

Гораздо труднее два других пируэта на двух ногах — скрещенные. Первый из них со скрещением свободной ноги спереди начинается таким же движением, как при петле вперед наружу, но с большим размахом. Свободная нога переносится спереди через опорную и ставится на лед так, чтобы носки были вместе, касаясь друг друга, а пятки врозь, коньки под углом около 80° друг к другу. При вращении опорная нога, начавшая петлю, описывает на задней половине конька петли вперед наружу, а свободная — назад наружу на передней части конька, хотя обе стоят не на ребрах, а на плоскостях. Тяжесть тела должна равномерно распределяться на обе ноги, тогда петли будут одинаковой величины; но она может и оставаться преимущественно на одной, тогда последняя будет описывать петли меньшего размера, чем другая. Остальное — работа и положение корпуса, рук и колен приблизительно те же, что и в простом пируэте.

Пируэт со скрещением свободной ноги спереди легко переходит во время вращения в простой, для чего оба конька делают по тройке, ноги принимают обыкновенное параллельное (не скрещенное) положение; равным образом из простого легко перейти в пируэт со скрещением свободной ноги сзади, для которого обычное и наиболее легкое начало и составляет простой пируэт: из параллельного положения ноги переходят в скрещенное, сделав каждая тройку. В остальном этот пируэт ничем не отличается от предыдущего — кроме только одного: в то время как из пируэта со скрещением спереди можно в любой момент выйти на более устойчивое положение простого пируэта, из скрещения сзади нет выхода при вращении в ту же сторону, что обусловливает большую рискованность и неудобство этого пируэта. Тем не менее, в силу более удобного начала и большей эффектности, он употребляется чаще предыдущего.

Как видно из сказанного, все три пируэта на двух ногах могут быть последовательно связаны между собой; начав пируэтом со скрещением спереди, переходим на простой, далее через несколько оборотов — на последний, со скрещением сзади.

Пируэты на одной ноге можно делать: 1) на ребре конька стоя (штанд-пируэты); 2) на ребре конька, сидя «волчком» или «пистолетом» (зитц-пируэты); 3) на носке конька (шпитц-пируэты); 4) на пятке. Для краткости первые называются просто пируэтами на одной ноге, а второй — низким пируэтом.

Из пируэтов на одной ноге наиболее употребителен пируэт вперед наружу, он начинается петлей наружу, но, вместо выезда из нее, телу придается возможно сильнейшее вращательное движение посредством размаха верхней части тела и рук, а также и свободной ноги, в сторону желаемого вращения, как в простом пируэте на двух ногах, с тою разницей, что опорная нога не переходит на внутреннее ребро, но остается слегка на наружном, а свободная не ставится на лед, нос размаха выносится вперед и оставляется впереди опорной; собственно петля на льду обыкновенно не выходит, а получается так наз. узел; но след в пируэтах имеет значение лишь поскольку он служит признаком правильного исполнения, не более; здесь важна не петля, но 1) такое движение тела, как при петле, 2) сохранение точки опоры именно на наружном ребре и 3) полная остановка тела перед пируэтом на одной точке льда, чтобы во время вращения оно вовсе не передвигалось в сторону, но вертелось на одном месте, как бы ввинчиваясь в лед. Свободная нога должна быть помещена вначале как можно дальше от тела, колено же — сильно согнуто до прямого угла бедра к, телу, если колено держать ниже, не получится той  устойчивости вращения и, кроме того, труднее будет держаться прямо. Руки распростерты в стороны на уровне плеч, как в пируэте на двух ногах; корпус и голова прямо. Опорная нога должна быть мягкой в колене лишь в самом начале; но лишь только тело приняло строго вертикальное положение, колено совсем вытягивается; конек описывает маленькие наружные петли, стоя на льду передней своей частью так, чтобы задок конька не задел за лед; в противном случае легко упасть. Положение тела здесь ближе всего к III позиции школьного катания.

Когда равновесие твердо найдено, руки и свободная нога постепенно, но довольно быстро приближаются к телу, ускоряя вращение. Если при этом свободную ногу поместить совершенно рядом с опорной, то наружный пируэт переходит во внутренний назад; конек делает тройку и продолжает описывать петли, но назад внутрь и большего размера; чем дальше в сторону поставлена свободная нога, тем петли крупнее; отдельно этот пируэт может быть начат как простой на двух ногах, т. е. тройкой с петлей 1Т4П.

Оба описанные пируэта могут быть закончены выездом на дугу назад внутрь, для чего достаточно повернуть энергично плечи и голову против вращения и выбросить свободную ногу назад, приняв такое положение, как в тройке вперед наружу (рис. 241). Но могут быть и другие заключения, более красивые, например, прыжком на другую ногу назад наружу или на носок. Особенно хорошо выходит наружный пируэт, если начать его хорошим размахом и, хорошо поймав равновесие, внезапно опустить руки и заложить свободную ногу за опорную, сделать несколько стремительных оборотов и моментально остановиться на носке другой ноги, повернув для этого плечи против вращения и подняв обе руки вверх. Но наилучшее заключение наружного пируэта — это переход из него непосредственно в пируэт на носке. Однако эта комбинация относится к числу очень трудных и обычно требует долговременной проработки. Из внутреннего пируэта перейти на носок еще труднее.

Пируэт назад наружу труднее предыдущих, но очень красив и потому часто применяется. Делается он совершенно аналогично наружному вперед. Начинать можно прямо дугой и петлей, назад наружу, начатой с подкладки, или тройкой вперед внутрь, так как на этой фигуре легче получить хороший размах. Тройка делается так, чтобы свободная нога, на первой дуге бывшая сзади и немного внутри фигуры, осталась бы после поворота опорной ноги и тела в том же месте пространства (т. е. относительно тела оказалась бы спереди) и немного скрещенной, как перед петлей назад наружу, каковая затем и выполняется, причем свободная нога, описав широкий круг около тела, остается затем скрещенной сзади занятой ноги и очень близко к ней, вызывая этим быстрое вращение всего тела. Колено опорной ноги, плечи и руки работают совершенно так, как и в других пируэтах. Первоначальное изучение лучше всего начинать с простого пируэта на двух ногах с отрывом ото льда ноги, идущей назад внутрь.

Очень красиво исполнение этого пируэта, держа свободную ногу откинутой далеко назад; тогда постановка тела строго отвечает сильной I позиции. Но при этом пируэт очень легко переходит на внутренний вперед и тотчас же теряет в эффектности, так как конек уже не вертится на одной точке, а описывает на льду довольно большие круги.

Для изучения самым трудным должен быть признан низкий пируэт или волчок. Он исполняется в сидячем положении (см. рис. 397 и 398), причем опорная нога возможно более согнута в колене, а свободная держится в воздухе впереди ее или сильно скрещенной — в настоящем волчке, или просто вытянутой вперед — в «пистолетике».

Собственно исполнение этой фигуры—самое вращение — нетрудно, так как вследствие низкого положения центра тяжести равновесие гораздо устойчивее, чем при стоячих пируэтах; но научиться твердо сидеть в этом положении не легко, для этого требуется специальная тренировка мышц бедра опорной ноги, брюшных, а также спины; а еще труднее научиться садиться во время вращения: здесь требуется быстро или постепенно, но совершенно уверенно опуститься в строго определенное положение, причем малейшее отклонение центра тяжести в сторону ведет к потере равновесия. Поэтому для изучения волчка необходимо сначала выучиться свободно принимать соответствующее положение в комнате на полу, а также и подниматься из него. Некоторым это упражнение дается очень легко, другим, напротив, требуется несколько лет работы, чтобы достигнуть цели.

Умея опускаться, сидеть и вставать, очень легко выучиться делать это на коньках, но без вращения на ходу — с небольшого разбега; после чего остается лишь выучиться вертеться.

Но тут-то и есть главное затруднение. Сразу выучиться этому совершенно невозможно, а упражнение довольно неприятно: каждая неудачная попытка ведет к падению, хотя и без ушибов, но все же не доставляет удовольствия; платье в снегу пачкается, шапка слетает, перчатки портятся от шероховатостей льда, опорная нога быстро утомляется, наконец легко можно и ушибиться; кроме того, кувыркающийся по льду спортсмен весьма невыгодно для себя привлекает внимание публики.

Все это служит причиной того, что многие физкультурники, которые, может быть, довольно легко научились бы волчку, не могут достигнуть этого, так как у них не хватает терпения для непрерывного продолжения столь неприятных экспериментов; они приходят к убеждению, что не имеют достаточных способностей к этой фигуре, и бросают ее.

Между тем секрет низкого пируэта крайне прост: учиться делать его надо «с терпением и не вдруг».

Каждый, кто в течение двух недель будет ежедневно по 10—15 раз пытаться сделать пируэт при соблюдении указанных ниже правил, непременно достигнет цели.

1.       Начинать упражнение простой тройкой Д на той ноге, которая при пируэте будет свободной; исполнять тройку смело, с размахом, хорошо закривляя линию и доводя второе колено до конца.

2.       Переход на другую ногу делать энергично, сразу на наружное ребро, и закривлять линию так, как будто желая сделать петлю-, на самом деле в волчке выходит сначала тройка, потом несколько узелков и потом уже петли назад внутрь (рис. 391).

3.       Вести первую дугу возможно дольше и начинать вращение, т. е. садиться и выбрасывать ногу вперед, возможно позже, когда уже наступила остановка конька (как перед петлей).

4.       Садиться быстро, но не сразу с размаха, а плавно, иначе не усидеть; садиться низко, т. е. сгибать колено опорной ноги как нельзя более, иначе получается смешная скорченная фигура.

5.       Чтобы не падать назад, стараться при этом как можно сильнее наклоняться вперед и вначале, пока не явится уверенность в исполнении, опускать и голову ниже вперед.

6.       Сев, стараться вертеться на плоскости и лишь слегка на внутреннем ребре конька, на передней его части, делая петли назад внутрь, свободную ногу при этом держать скрещенной впереди опорной так, чтобы стопа наружной стороной была обращена ко льду, а коньком — в сторону вращения (рис. 397).

7.       Довольно трудно держать свободную ногу в вышеописанном положении навесу, а, с другой стороны, обе руки, свободно болтаясь в воздухе во время вращения, производят некрасивое впечатление;* поэтому лучше всего держать свободную ногу обеими или хотя бы одной рукой; в таком случае удобнее всего ухватить ее одноименной рукой за голень несколько ниже колена, а другою за пятку.

При этом локоть первой должен быть сверх колена свободной ноги. Некоторые держат свободную ногу за носок конька, но это, во-первых, невыгодно, потому что мешает начинать волчок с вытянутой ногой (см. ниже), и, во-вторых, очень некрасиво, так как вызывает сгибание стопы, носок которой и тут должен оставаться вытянутым.

8.       Для большей устойчивости, быстроты и продолжительности вращения необходимо в начале пируэта пустить одну (свободную) руку как можно дальше от тела вперед, а равно и свободную ногу вначале держать совсем вытянутой вперед. При дальнейшем вращении рука и свободная нога вместе с другой рукой могут быть притянуты ближе или сразу, внезапно вызывая сильное ускорение, или постепенно; в последнем случае вращение продолжается с прежней скоростью довольно долго.

9.       Положение головы, как сказано выше, при упражнениях может быть довольно низкое; но раз приобретено уверенное положение в волчке и уже не тянет упасть назад, надо стараться поднимать голову до нормального положения относительно тела.

10.     Головокружение вначале бывает очень сильно и у некоторых не уменьшается, ставя неодолимое препятствие к изучению пируэтов; но у большинства оно весьма быстро ослабевает от упражнения, так что через 5—6 секунд после остановки вращения не оставляет никакого следа.

11.     Некоторые начинают волчок с обыкновенного пируэта вперед наружу на одной ноге и затем уже садятся; это, правда, красиво, но зато здесь не достигается того размаха и быстроты, как при первом способе. Поэтому гораздо более выгодным является обратный переход: из волчка в стоячий пируэт.

12.     Если на волчке выждать некоторого ослабления хода и внезапно подняться в стоячее положение, то, вследствие приближения к оси вращения различных частей тела, имеющих относительно большой вес, произойдет громадное ускорение вращения; причина этого обыкновенно остается для зрителей непонятной, почему впечатление получается поражающее. Но вставать на одной ноге вовсе не легко, так как происходит переход из устойчивого положения в менее устойчивое при условии неизбежного головокружения, и очень немногие делают это вполне уверенно, в большинстве же случаев заметны бывают некоторая боязливость и отсутствие твердого равновесия; в таком случае лучше подниматься на обеих ногах, но быстро, и давать полный ход в стоячем пируэте на двух ногах, который заключается лучше всего внезапной остановкой с прыжком на носок одной ноги.

Джаксон Гейне делал волчок с переменой ноги: во время вращения он ставил свободную ногу на лед совсем близко от опорной, а последнюю поднимал вперед в положение свободной, переходя таким образом на волчок назад наружу; когда вращение ослабевало, он поднимался на одной ноге, делая развертывающуюся спираль назад наружу (рис. 392). В этой спирали и заключалась вся соль: Гейне сам признавался, что около девяти лет учился ее делать.

Волчок назад наружу много труднее простого волчка уже потому, что свободная нога не может дать большого размаха, оставаясь с начала и до конца фигуры впереди тела; источником вращения здесь служит главным образом размах корпуса и рук и лишь отчасти свободной ноги.

Начинать волчок назад наружу можно с места, как петлю 3П, или с хода, сделав предварительно дугу назад наружу на другой ноге; легче всего начинать его тройкой вперед внутрь совершенно так, как простой волчок начинается тройкой вперед наружу, но такое начало менее красиво и, кроме того, изменяет и название пируэта; это будет волчок вперед внутрь. В обоих случаях вращение происходит на наружном ребре передней части конька, причем описываются петли назад наружу. Положение тела такое же, как в обыкновенном волчке.

Пируэт на носке вперед наружу — наименее трудный из пируэтов на носке, но это не лишает его известной красоты и живости; сверх того он удобен для комбинирования и представляет весьма благодарный материал для программы. Умеющему делать обыкновенные пируэты на одной ноге очень нетрудно научиться вертеться и на носке; для этого надо начать движение, как для школьной петли, и, доведя конек до полной остановки, подняться на носок, одновременно придав корпусу вращательное движение и сохраняя его до тех пор, пока не начнет изменять равновесие; а затем следует выезд, как из обыкновенного пируэта. Вследствие того, что точка опоры здесь фиксирована, равновесие не может сохраняться долго, но его хватает на два-три оборота.

Пируэты на носке, начатые с ходов назад, наоборот, очень трудны.

При исполнении пируэтов на носке полезно иметь в виду следующее:
1.       Начинать их следует с небольшого хода, иначе трудно сразу найти равновесие.

2.       Подниматься на носок сразу, решительно и возможно выше, так как тем крепче конек держится на льду и меньше шансов, что он сорвется; опорная нога должна быть совсем вытянута.

3.       Во время вращения держаться прямо; здесь нет необходимости поднимать руки так высоко, как при начале обыкновенного пируэта: для двух-трех быстрых оборотов вполне достаточно работы одного корпуса.

4.       По той же причине и свободная нога почти не делает размаха и остается в первоначальном положении: в пируэте вперед наружу (совмещается с внутренним назад)— откинутой сзади тела, а в пируэте вперед внутрь -(назад наружу) —вынесенной вперед.

5.       Самый легкий выезд из первого пируэта — назад внутрь на той же ноге, а из второго — назад внутрь на другой ноге, которая, находясь уже впереди опорной, ставится на лед через последнюю — переступая. Гораздо интереснее выезд из первого пируэта вперед наружу, просто или прыжком на той же ноге, а из второго — назад наружу или вперед внутрь на той же ноге, такие выезды сильно повышают трудность фигуры.

Пируэты на носке можно делать на всяких коньках — и с острыми и с круглыми носками; в последнем случае необходимы пилообразные зубцы, которые для этих пируэтов гораздо удобнее острого носка.

Пируэты на носке очень хороши в различных комбинациях, например с тройками (рис. 393), со змейками и циркулями; последние в особенности легко заканчиваются пируэтом на носке, если последний ход комбинации циркуля был вперед внутрь.

К достижениям последнего времени нужно отнести так называемые комбинированные пируэты, представляющие наивысшую трудность. Правда, еще в 1896 г. венец Хюгель делал такой пируэт; начиная стоячим вращением на одной ноге, он садился в волчок, после достаточного числа оборотов вставал опять в стоячий и заканчивал двумя-тремя оборотами на носке. Но тогда это было исключительное явление. Теперь это делают у нас многие. В 1935 г. П. Чернышов показал новую для нас трудную комбинацию — пируэт, начатый на носке, после двух-трех оборотов переходящий непосредственно в волчок, потом в стоячий и в заключительный на носке.

Чемпион мира венец К. Шэфер делает еще никем не повторенный пируэт, прозванный заграницей «золотым»: это низкий пируэт (волчок) на носке. Он делает его, правда, всего в два-три оборота, но не забудем, что с фиксированной точкой опоры и это является огромной трудностью.

К разряду пируэтов следует отнести еще одну оригинальную и красивую фигуру — так наз. «танец очков». Хотя принцип вращения тела в ней совсем не тот, что в остальных пируэтах, но так как вращение это происходит и здесь вокруг собственной вертикальной оси и на небольшом замкнутом пространстве, то фигура эта ближе всего подходит именно к пируэтам.

Очками называется комбинация крюка с непосредственно за ним исполненным выкрюком; след этой фигуры напоминает очки (рис. 394), а исполнение ее много легче школьного крюка, так как главная трудность последнего — сохранение новой поверхности движения — здесь отпадает, тело возвращается через выкрюк в прежнюю поверхность.

«Танец очков» состоит в исполнении на одной ноге строго в такт музыки (обычно марш) непрерывного ряда очков назад наружу (рис. 395) с отчетливым, но мягким ритмическим выбрасыванием свободной ноги вперед на каждом крюке назад наружу.

Рис 396. Начало волчка.

Рис.397. Волчок вперед наружу
Рис. 398. Волчок в женском исполнении

* У женщин, однако, это выходит, наоборот, недурно.