III. Школьные фигуры

Теперь нам ясно, что из описанных 9 основных фигур, комбинируя их между собою по две, по три, по четыре и т. д. и используя все возможные их размещения, можно построить колоссальное число фигур, тем более, что число размещений увеличивается допустимостью повторений одних и тех же элементов в комбинации. Но наша задача овладения техникой не требует от нас большего, как только навыков в исполнении любой основной фигуры: 1) после любой таковой же и 2) после любой последовательности из любых двух таковых же, не исключая и данной. Однако и для этого мы должны были бы построить столько комбинаций из 8 основных фигур (не считая дуги, которая во все комбинации входит как начало, как связь элементов и как конец), сколько возможно размещений сначала по 2 из 8, а потом по 3 из 8, т. е. 56 + 336, а всего 392 фигуры.

Такой список фигур дал бы нам совершенно всестороннее овладение техникой начертания на льду всевозможных рисунков при условии безостановочного скольжения конька в промежутках между толчками.

Но конек может двигаться и иначе: он может при максимальном закривлении спирали быстро достигнуть предела скольжения по ней и остановиться на мгновение, с тем чтобы в следующее мгновение получить новый толчок своим же собственным ребром в обратном направлении другим фронтом с обязательной переменой закривления новой линии скольжения тотчас после толчка. Технический прием для этого будет описан в своем месте, а теперь мы только укажем, что таким путем в катание вводятся новые элементы — клювы (рис. 111, 112 и 113), сложные фигуры, в которых, как и в крюках и выкрюках, в одновременном порядке комбинируются перемена фронта и направления, но которые, в отличие от крюка и выкрюка, имеют остановку и острый угол в точке поворота и могут быть исполнены в таком виде только с переменой направления на второй дуге тотчас же после выхода из остановки. При постепенном увеличении угла в стыке первой и второй дуги клюва он вдруг переходит в крюк или в выкрюк в тот момент, когда является возможность при повороте конька избежать его остановки. Характерный элемент всех клювов — более или менее загнутое острие — без сомнения может быть принят за основную фигуру, как это делает проф. Фукс, но с оговоркой, что в своих комбинациях он всегда связан прежде всего с последующей перетяжкой.

Введение этих новых трех элементов в комбинированные фигуры повысило бы число всех нужных нам комбинаций далеко за тысячу.

Такой состав изученных фигур, казалось бы может дать идеальную школу для овладения искусством катания, к которой для достижения полной всесторонности оставалось бы лишь добавить необходимые для произвольного катания повышенную динамику, вращательные прыжки и пируэты, работу сразу на двух ногах,— но это уже дело техники, а не начертания. Однако, учитывая огромную трудность этой спортивной дисциплины по сравнению с другими, нельзя не признать такой состав фигур излишне раздутым и слишком тяжелым даже для фигуриста выше средних психофизических данных; таким количеством времени,  какое нужно для изучения всех этих комбинаций, едва ли может располагать кто-либо из трудящихся. Поэтому общепринятые в различных странах программы фигур для изучения не охватывают и десятой доли вышеуказанного количества и обычно сводятся лишь к простейшим комбинациям основных фигур (за исключением троечных и скобочных петель и клювов, отнесенных в особый раздел специальных фигур), причем эти комбинации приноровлены к описанным выше трем формам полувосьмерки, неполной и полной восьмерки на каждой ноге. Получаемые таким порядком школьные программы, или школы, признаются комплексом упражнений, обеспечивающих возможность овладения техникой всего фигурного катания, Конечно при условии добавления к ним еще и только что упомянутой техники произвольного катания, которая в свою очередь может быть всесторонне усвоена только на базе школы. Без этой базы произвольное катание становится односторонним кустарничеством, ремеслом и никогда не может приблизиться к искусству. Поэтому-то на соревнованиях исполнение определенного минимума школьных фигур стало обязательным, почему и самые эти, фигуры получили в соревнованиях название обязательных.

Наибольшей популярностью пользуется школа, принятая и у нас, и в МСК, проработанная на его девятнадцати конгрессах.

Программа школьных фигур МСК

             Сокращение
I — правая нога
II — левая нога
1 — вперед наружу
2 — вперед внутрь
3 — назад наружу
4 — назад внутрь