Теория некоторых произвольных фигур

Разбег, не представляя фигуры и являясь лишь средством для получения стремительного хода, должен занимать как можно меньше времени; поэтому он должен быть направлен по прямой линии; шаги уже с места должны быть настолько часты, чтобы коньки не успевали скользить по льду, но быстро и легко переставлялись на внутренних ребрах с развернутыми носками или даже на носках коньков; из этого следует, что по мере развития скорости движения тела и частота ударов об лед должна соответственно увеличиваться; по достижении максимальной скорости — а это должно случиться через 15—20 шагов — следует немедленный,  без малейшей задержки, переход в соответствующую фигуру (спираль, прыжок и пр.).

Прыжки без вращения в горизонтальной плоскости, или, по крайней мере, без перемены фронта, в фигурном катании не употребляются. Для того же, чтобы успеть во время прыжка повернуться в воздухе на соответствующее число градусов, необходимо, чтобы время нахождения в полете отвечало этому числу; другими словами: чем больше число градусов вращения и чем оно медленнее, тем больше должно быть время полета. Из этого следует, что для чистого прыжка с большим вращением, например на 360 или 540°, необходимо прыгать как можно выше и вращаться как можно быстрее. Для максимальной высоты необходимо максимальное сгибание толкающего колена перед прыжком. А так как после отрыва от точки опоры телу уже не может быть придано вращательное движение, то это должно быть сделано еще на льду за несколько мгновений до отрыва; на прыжке, соответствующем тройке в воздухе, достаточен такой же вращательный размах корпуса, как и в исполнении этой фигуры на льду. На других, где вращение доходит до 360 и более градусов, необходимо придать корпусу очень сильное вращательное движение, а для этого приходится прибегать к предварительному замаху — скручиванию корпуса в противоположную сторону. Для более быстрого вращения в воздухе и для остановки его при приземлении в прыжках с большим вращением может быть применен тот же прием резкого опускания и поднятия рук, который описан ниже применительно к пируэтам.

Пируэты в фигурном катаний применяются двух родов: с фиксированной точкой опоры (шпитц-пируэты) и с незакрепленной (пируэты на ребре конька). В последних точка опоры хотя и может (теоретически) передвигаться по льду, но практически это передвижение при хорошем исполнении крайне ограничено; точка опоры описывает здесь очень . мелкие петли, расположенные венком на пространстве  0,5—1,0 кв. м. Следовательно, в обоих случаях в момент начала вращения должно быть достигнуто прекращение поступательного движения не только точки опоры, но и центра тяжести (иначе — падение), а это достигается точно таким комплексом движений, как при исполнении школьной петли, с той разницей, что вместо выезда из нее после одного оборота тело и дальше оставляется в состоянии вращения.

Для большей устойчивости тела при вращательном размахе корпуса обе руки совершенно одинаково поднимаются вытянутыми на уровень плеч, и, вращаясь затем в горизонтальной плоскости, по закону сохранения плоскости вращения, способствуют сохранению равновесия. В дальнейшем они должны быть опущены вниз прямо или наискось, вообще приближены к телу или быстро — для резкого увеличения скорости вращения, или постепенно — для длительного поддержания последнего.

Объяснение такого действия подтягивания рук (или свободной ноги) к телу на пируэтах заключается в том, что каждый из названных членов тела представляет известную массу и может быть рассматриваем как частный центр тяжести, получивший линейную скорость и движущийся в горизонтальной плоскости вокруг оси равновесия тела по окружности определенного размера: будучи приближен к центру вращения, он пойдет по окружности уже меньшего размера и, стремясь по закону инерции сохранить  первоначальную линейную скорость, увеличит свою угловую скорость, т. е. скорость вращения, во столько же раз, во сколько уменьшилась длина или радиус описываемой им окружности.

Само собой ясно, что новое поднятие рук будет способствовать остановке вращательного движения.