Методические указания к подготовительному периоду тренировки

А. Фигурист должен прежде всего избирать для себя в этом периоде такие виды спорта, занятия которыми обычно укладываются в летний сезон; или же, выбирая другие, обычно выходящие из этих рамок, как например плавание, заранее примириться с необходимостью не специализироваться в них, а применять их лишь как подсобный вид.

Б. Занятия специальной и художественной гимнастикой должны быть построены с расчетом на развитие необходимых для фигуриста качеств, о чем, впрочем, уже сказано выше.

С приближением зимнего сезона, примерно месяца за два до его начала, необходимо прекратить занятия другими видами спорта и все внимание сосредоточить на специальной гимнастике и на беге по пересеченной местности (кроссы).

Гимнастику в этом периоде лучше всего проводить в форме групповых занятий не менее двух раз в шестидневку, сохраняя ежедневную утреннюю гимнастику.

Система гимнастических упражнений в этот период должна строиться преимущественно на основе совершенствования психофизических качеств, необходимых в фигурном катании.

Гимнастические занятия в подготовительном периоде тренировки должны разрешать следующие общие задачи:
1.       Выработка общей подвижности суставов, в особенности подвижности грудно-поясничной части позвоночного столба, плечевого пояса, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.

2.       Выработка правильной осанки, способствующей овладению красивой постановкой при фигурном катании.

3.       Общее развитие мышц и, в особенности, укрепление мышц ног.

4.       Общее совершенствование органов кровообращения и дыхания, имея в виду выработку необходимой выносливости для выполнения непрерывного трудного произвольного катания от 3 до 5 минут.

5.       Совершенствование общей координации движений.

Здесь необходимо обратить особое внимание на разрешение следующих частных задач, не теряя из вида и перечисленных общих:
а)       овладение равновесием на уменьшенной опоре;
б)       овладение направлением, амплитудой, скоростью и напряжением движений и согласованием отдельных движений — эта задача должна разрешаться в непосредственном сочетании с предыдущей;
в)       овладение основами прыжка;
г)       выработка мышечного ощущения.

Методика и организация применения упражнений в этот период должна иметь преимущественно образовательный характер; она направлена на создание в организме предпосылок для овладения техникой фигурного катания.

Ведение упражнений должно иметь ритмо-пластический характер, в особенности при разрешении задачи совершенствования общей координации движений. Отсюда — желательность музыкального сопровождения.

В практической работе перед нами стоит задача как можно больше уточнить систему и методику применения гимнастических упражнений для подготовки к овладению техникой фигурного катания.

Материалы по специальной гимнастике даны в приложениях в конце книги.