Общие вопросы теории спортивных игр

Спортивные игры в советской системе физического воспитания

Советская система физического воспитания является органической частью общей системы коммунистического воспитания советского народа и направлена на подготовку всесторонне духовно и физически развитых строителей коммунистического общества.
В советской системе физического воспитания видное место занимают спортивные игры. В нашей стране они получили массовое распространение, ими занимаются в школах и высших учебных заведениях, на предприятиях и в учреждениях, колхозах и совхозах, в Советской Армии и Военно-Морском Флоте.
Успешно развиваются также и национальные виды спортивных игр, по которым проводятся соревнования в ряде союзных и автономных республик.
Большинство спортивных игр возникло из народных подвижных игр, которые издавна культивировались среди народов нашей великой Родины.
Такие спортивные игры, как футбол, баскетбол, хоккей и теннис, включены в комплекс «Готов к труду и обороне СССР».
Спортивные игры имеют большое агитационное значение. Миллионы зрителей посещают ежегодно соревнования по спортивным играм, огромное количество трудящихся вовлечено в физкультурное движение через игры, особенно через футбол и волейбол.
В решении задачи укрепления здоровья советского человека видная роль принадлежит спортивным играм. Проводимые на свежем воздухе, они приобретают большое оздоровительное значение. В процессе правильно организованных занятий спортивными играми укрепляется двигательный аппарат человека, усиливается обмен веществ, совершенствуются многие функции органов и систем организма.
Спортивные игры широко используются в качестве одного из средств активного отдыха трудящихся. В санаториях, домах отдыха отдельные спортивные игры применяются и в лечебных целях.
Правильно организованная учебно-спортивная работа по спортивным играм содействует воспитанию быстроты, ловкости, выносливости, силы, необходимых человеку в трудовой и боевой деятельности.
Спортивные игры отличаются быстрыми, разнообразными действиями участников. Обстановка, в которой развертываются эти действия, постоянно изменяется. Для успешной игры, в такой обстановке необходимо обладать быстрой реакцией, быть ловким, находчивым при решении возникающих задач. Быстрота — одно из важнейших качеств, воспитываемых в игре.
Спортивные игры являются важным средством развития ловкости. Это качество развивается многими физическими упражнениями. Однако важнейшими из них являются те, которые выполняются занимающимися в связи с разнообразными, быстро и неожиданно изменяющимися условиями. В таких именно условиях и действуют участники спортивных игр.
Не менее важным качеством, развиваемым спортивными играми, является выносливость. Это качество необходимо человеку как в трудовой деятельности, так и в боевой обстановке.
Действия играющих отличаются не только переменной, но и высокой интенсивностью. Они требуют большого напряжения, особенно если игра проводится продолжительное время. Без выносливости успех в спортивных играх невозможен.
Качество силы также совершенствуется в спортивных играх. Оно необходимо игроку для того, чтобы уметь быстро бегать, далеко и высоко прыгать, успешно выполнять удары по мячу, броски и т. д. От качества силы зависит совершенствование других физических качеств. Так, например, высокий уровень развития быстроты и ловкости возможен только при достаточной силе.
Спортивные игры способствуют развитию различных жизненно важных и необходимых качеств внимания: концентрированности и распределяемости, быстрой переключаемости и устойчивости. Игрок, действуя в быстро и неожиданно изменяющейся обстановке, должен видеть расположение как своих партнеров, так и противников, должен наблюдать за движением мяча (шайбы в хоккее), хорошо ориентироваться в отношении ворот, корзины, сетки и т. д. Все это требует умения концентрировать внимание, правильно распределять и быстро переключать его.
В руках передового советского педагога спортивные игры могут оказывать на участников определенное воспитывающее влияние — развивать в известной мере такие важные качества, как смелость и решительность, настойчивость, инициативность, выдержку, дисциплинированность, товарищескую взаимопомощь. Понятно, что воспитание моральных и волевых качеств советского человека определяется всей системой коммунистического воспитания. Однако педагогически правильно организованная тренировка по спортивным играм может в свою очередь положительно влиять на развитие этих качеств.
В спортивных играх, как и в других видах спорта, ярко выражен элемент борьбы-соревнования — стремление к победе, к лучшему результату. Соревнования по спортивным играм проводятся с установкой на победу над противником, завоевание лучшего места среди участвующих команд (игроков), завоевание звания чемпиона добровольного спортивного общества, города, республики и т. д.
Соревнования предъявляют к участникам высокие требования в отношении их техники, тактики, физической подготовленности и волевых качеств. Для достижения успехов в соревнованиях по спортивным играм необходима регулярная учебно-тренировочная работа.
Спортивные игры проводятся по единым правилам, которые определяют количественный состав команды, продолжительность игры, размеры площадок, полей, оборудование, инвентарь и пр.
От правил игры в значительной мере зависят и действия участников. Правила спортивных игр устанавливаются Комитетом по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР и являются обязательным руководством для проведения соревнований на территории Советского Союза.
Правила для национальных спортивных игр, распространенных в ряде союзных, автономных республик, устанавливаются соответствующими республиканскими комитетами по делам физической культуры и спорта.
Единая всесоюзная спортивная классификация определяет порядок присвоения спортивных званий и разрядов в зависимости от уровня достигнутых результатов, предъявляет большие требования к участникам спортивных игр. Для присвоения 2 и 1-го спортивных разрядов и особенно разряда мастеров спорта необходимы высокие результаты, которые могут быть достигнуты только при систематической учебно-тренировочной работе, при регулярном участии в спортивных соревнованиях.
В нашей стране сложилась своя передовая отечественная школа спортивных игр. Ее развитие определяется основными чертами советской системы физического воспитания — коммунистической направленностью, народностью, научностью и высокой всесторонней физической и специальной подготовкой спортсменов.
Советская школа спортивных игр характеризуется массовостью и высокими спортивными результатами ведущих команд.
Физическая культура в нашей стране является достоянием народа, она доступна всем трудящимся. Спортивными играми у нас занимаются миллионы трудящихся разного пола и возраста. Такие спортивные игры, как, например, футбол и волейбол, стали подлинно народными играми. Трудно найти такой уголок нашей необъятной страны, где бы этими играми не занимались широкие массы трудящихся.
Рост спортивного мастерства наших ведущих команд сочетается с все более широким вовлечением в занятия спортивными играми масс трудящихся.
ЦК ВКП(б) в постановлении от 27 декабря 1948 г. указал на необходимость всемерного развития массового физкультурного движения в стране, повышения уровня спортивного мастерства советских спортсменов с тем, чтобы в ближайшие годы добиться мирового первенства по важнейшим видам спорта. Для дальнейшего развития отечественной школы спортивных игр осуществление этой задачи имеет особенно важное значение.
Наши ведущие команды по спортивным играм добились высоких спортивных результатов. Завоевание первенства мира советскими мужской и женской волейбольными командами, первенства Европы нашими мужскими и женскими командами баскетболистов и волейболистов, успехи отечественных футбольных и хоккейных команд являются одним из ярких подтверждений преимущества советской школы спортивных игр над буржуазной.
Советская школа спортивных игр характеризуется передовой научно обоснованной методикой обучения и тренировки, благодаря которой успешно осуществляется подготовка спортсменов различных разрядов.
Советская методика обучения и тренировки в спортивных играх развивается на основе постоянной неразрывной связи теории с практикой, на основе обобщения передового педагогического и спортивного опыта, на основе данных передовой советской науки.
Только передовая методика тренировки, основанная на всесторонней физической подготовке спортсмена, могла, например, обеспечить достижение нашими хоккейными командами высокого спортивного мастерства, несмотря на то, что хоккей начал культивироваться у нас всего несколько лет назад.
Всесторонняя физическая подготовка является основой спортивной специализации.
Советская школа спортивных игр характеризуется высокими морально-волевыми качествами наших спортсменов и соответствующей физической, технической и тактической подготовленностью.
Во время игры наши спортсмены действуют решительно и смело, постоянно ведут борьбу за инициативу, в любых самых тяжелых условиях проявляют волю к победе.
Наших спортсменов отличает также высокий уровень физической подготовленности. Успехи советских игроков во многом определяются отличной физической подготовленностью, которая составляет основу их спортивной специализации.
Тактика советских команд основана на высокой коллективности действий, сочетающейся одновременно с высокой сознательностью и творческой инициативой в действиях каждого игрока.
Игра наших команд отличается большим разнообразием и гибкостью тактических действий. К каждому соревнованию спортсмены подходят творчески, они ведут игру на основе строгого учета особенностей действий противника, особенностей соревновательной обстановки.
Тактика советских игроков характеризуется активными нападающими действиями, которые подкрепляются активной стойкой защитой.
Стремление к нападающим действиям не означает даже малейшего пренебрежения к действиям защитным. Советская школа спортивных игр считает, что подлинного мастерства может достичь только спортсмен, умеющий успешно как наступать, так и обороняться.
Техника советских спортсменов экономна, целесообразна; она позволяет вести игру в быстром темпе, который отличает тактику наших команд.
В технике передовых советских игроков нет ничего показного, лишнего, рассчитанного на внешний эффект, который свойственен многим буржуазным спортсменам.
Советская школа спортивных игр непрерывно совершенствуется.
Постоянная забота большевистской партии, советского правительства о физическом воспитании нашего народа создает все условия для большего охвата физической культурой масс трудящихся, оздоровления населения нашей страны, развития науки о физическом воспитании, достижения дальнейших выдающихся спортивных результатов и завоевания мировых спортивных рекордов.