Устранение ошибок в выполнении технических приемов

В процессе обучения одна из главных задач педагога — возможно раньше установить ошибки, определить причины их возникновения и найти наиболее правильные способы их устранения.

При неправильном выполнении технического приема важно установить основные ошибки, которые и являются главной причиной неудачи. Устранение основных ошибок часто приводит к ликвидации ряда других ошибок и создает предпосылки к правильному выполнению технического приема.

Для установления ошибок педагогу необходимо внимательно и неоднократно наблюдать за выполнением технического приема.

Факт неправильного выполнения технического приема сразу бросается в глаза, однако нередко бывает трудно установить причину, его вызвавшую. Очень важно и наиболее трудно установить главные причины появления ошибок.

Заметив ошибки, преподаватель должен установить, являются ли они следствием неправильного представления об образцовом техническом приеме или следствием простого неумения его выполнить, или следствием недостаточного развития необходимых физических качеств.

Разберем пример, который показывает правильный подход педагога к установлению причины типичной ошибки, которая нередко имеет место при изучении занимающимися подачи в теннисе. Занимающийся в момент окончания замаха не опускает предплечье и ракету далеко за спину и тем самым значительно сокращает дальнейший путь движения ракеты вверх-вперед навстречу мячу (только при сравнительно длинном пути движения ракеты навстречу мячу ей может быть сообщена необходимая большая скорость). Благодаря этому удар получается малоактивным, неточным, так как он выполняется за счет движения только одной руки, без активного участия в ударе мощных мышц туловища.

Перед педагогом встает вопрос: в чем главная причина такой ошибки? Может быть, занимающийся неправильно понял, как нужно выполнить подачу, или он старается возможно быстрее ударить по мячу и поэтому не успевает опустить предплечье и ракету далеко за спину? Бывает и в этом причина, но нередко причина совершенно иная: изучающий подачу просто не может опустить предплечье и ракету далеко за спину, так как для этого необходима очень большая подвижность в суставах плечевого пояса и в плечевом суставе, а такой именно подвижности у него и нет. В этом случае педагог для устранения ошибки должен прежде всего систематически проводить с занимающимся различные специальные упражнения, которые дали бы возможность увеличить подвижность в соответствующих суставах.

Таким образом в приведенном примере главной причиной ошибки было недостаточное развитие одного из физических качеств — гибкости.

Для исправления ошибок применяются: повторный показ и объяснение правильного выполнения технического приема; демонстрация педагогом технического приема с теми ошибками, которые допускают занимающиеся; облегчение условий выполнения приема; выполнение специальных подготовительных упражнений, расчленение технического приема на части для разучивания его по частям и другие способы.

Демонстрация преподавателем технического приема с ошибками дает возможность занимающимся более четко представить свои ошибки, наглядно с ними ознакомиться. Однако такая демонстрация должна осуществляться исключительно тщательно; ее можно использовать только в том случае, если преподаватель может точно воспроизвести ошибки, допускаемые занимающимися. Показ ошибочных движений ни в коем случае не должен носить карикатурный характер. Педагогический такт — необходимое условие такого показа.

Обучение технике и тактике игры осуществляется одновременно.

Под тактикой в спортивной игре понимается организация индивидуальных и коллективных действий игроков и команды, направленных на достижение победы над противником.

Задача педагога — научить занимающихся тактически правильно организовывать свои действия в условиях соревнования с учетом своих возможностей, возможностей противника и особенностей соревновательной обстановки.

Действия участников в коллективных спортивных играх можно условно разделить на действия, непосредственно связанные с осуществлением тактических комбинаций, и так называемые индивидуальные тактические действия.

Тактическая комбинация — это действия двух или нескольких игроков команды, связанные с непосредственным участием каждого игрока в осуществлении общего (для данной группы игроков) тактического замысла в отдельном эпизоде игры.

Во время игры не все участники вовлечены в осуществление той или иной тактической комбинации. Так, например, когда мяч находится на стороне противника, каждый из волейболистов соответствующим образом действует: один — готовится к блокированию, другой — выбирает место для наилучшего отражения возможного нападающего удара одного из противников и т. д.

Подобные действия — т. е. действия, не связанные с непосредственным участием игрока в осуществлении тактической комбинации, условно принято называть индивидуальными тактическими действиями.

Изучение отдельных тактических комбинаций осуществляется сначала в упрощенных условиях без сопротивления противников, затем с сопротивлением противников.

В дальнейшем тактические комбинации закрепляются в учебной двусторонней игре.

Наряду с изучением тактических комбинаций педагог изучает с занимающимися и индивидуальные тактические действия.

Заключительным этапом тактической подготовки является совершенствование в игре в соответствии с установленным тактическим планом.

В процессе тактической подготовки развивается умение быстро и точно оценивать игровую обстановку и находить в каждый отдельный момент игры наилучшее тактическое решение.

Каждый педагог должен воспитывать у занимающихся умение творчески вести игру, строить свои действия на основе строгого учета особенностей действий противника, особенностей игровой обстановки и своих возможностей.

Необходимым условием совершенствования в тактике является прочное освоение техники. Тактически творчески спортсмен может вести игру только при хорошем владении техникой. Общеизвестно, что в любой области деятельности одним из главных условий проявления творчества является прочное освоение навыков, необходимых для осуществления данной деятельности.

Педагог всегда должен помнить, что чем лучше игрок владеет техникой, тем больше творчества может внести он в игру. Все это лишний раз подчеркивает необходимость прочной взаимосвязи, взаимозависимости в совершенствовании в технике и тактике.