Разучивание технического приема в условиях, близких к игровым

Когда занимающиеся научились правильно выполнять технический прием в упрощенных условиях, необходимо перейти к выполнению технического приема в условиях, близких к игровым. Так, например, если раньше передача и ловля мяча в баскетболе разучивались  в относительно неподвижном положении занимающихся, то теперь эти технические приемы изучаются в процессе разнообразных передвижений сначала без сопротивления, а потом и с сопротивлением.

Участник спортивной игры действует в разнообразной, быстро и неожиданно изменяющейся обстановке. Поэтому педагог по спортивным играм должен научить занимающихся гибко применять технические приемы в разнообразных условиях при наличии важного тактического фактора — неожиданности. Если, например, вратарь в футболе сначала изучает один из способов ловли мяча в условиях, когда он заранее знает направление удара по воротам своего партнера по упражнению (в этом случае фактор неожиданности отсутствует), то в дальнейшем в упражнение часто следует вводить фактор неожиданности — предварительная обусловленность направления удара по воротам исключается, и вратарь совершенствуется в ловле мяча, посланного в неожиданном для него направлении. Или, например, в волейболе игрок осваивает последовательно блокирование и прием мяча около сетки после обманного удара. В дальнейшем при обучении эти два технические приема применяются так, что игроку неизвестно, который из них выберет обучающий.

Изучаемые технические приемы должны быть освоены прочно, выполняться уверенно, с нужной для данного момента игры быстротой.

Действия игрока, связанные с выполнением технических приемов, должны постепенно превратиться в двигательные навыки — привычные действия, освоенные в результате сознательных многократных повторений.

Материалистическое учение выдающегося русского физиолога академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности дает возможность вскрыть физиологические механизмы формирования двигательного навыка.

Ведущая роль в сложном процессе образования двигательных навыков принадлежит нервной системе и прежде всего ее высшему отделу — коре головного мозга.

Согласно учению И. П. Павлова, процесс формирования двигательного навыка происходит по типу образования сложных условных рефлексов. «При длительном повторении технического приема, «при внешнем стереотипе», в коре головного мозга постепенно закрепляются условнорефлекторные связи, между различными участками коры возникает «слаженная», уравновешенная система внутренних процессов», которая была названа И. П. Павловым динамическим стереотипом. Благодаря системности возбудительных и тормозных процессов, движения при выполнении технического приема становятся согласованными, точными, устойчивыми.

Технические приемы в спортивных играх отличаются большим многообразием. Структура движений игрока, их скорость, ритм и другие особенности постоянно меняются в зависимости от конкретной обстановки игры и осуществляемой тактической задачи. Одни действия игрока быстро и неожиданно сменяются другими, причем игрок в большинстве случаев не может заранее предвидеть свои действия, так как их выбор зависит от складывающейся игровой ситуации. В результате систематической тренировки деятельность нервной системы участника спортивной игры отличается большой силой и подвижностью нервных процессов — процессов возбуждения и торможения. Динамический стереотип, возникающий в коре полушарий головного мозга игрока, отличается исключительной подвижностью.

Возможность улучшения навыка, его различные изменения в связи с различными условиями определяются особым свойством коры больших полушарий, которое было названо И. П. Павловым пластичностью. Это свойство коры мозга объясняет возможность переделки навыков, образования новых двигательных навыков в зависимости от новой обстановки.