Настольный теннис (пинг-понг)

настольный теннисКнигу «Настольный теннис» написали неоднократный чемпион страны кандидат педагогических наук Анатолий Амелин и известный спортивный журналист Владимир Пашинин. Адресована она прежде всего ребятам, желающим самостоятельно постичь тайны и премудрости популярной спортивной игры.

За последние годы большое распространение в нашей стране приобрел очень увлекательный и полезный вид спорта — настольный теннис. Играют горожане и колхозники, молодежь, люди пожилого возраста и дети. С каждым днем растет число секций настольного тенниса при спортивных обществах, на предприятиях, в учреждениях, колхозах, техникумах, вузах и т. д.
Несмотря на все увеличивающийся интерес к настольному теннису, до сих пор мало литературы по этому виду спорта.
Авторы поставили своей целью написать небольшое пособие, которое помогло бы коллективам физической культуры и инструкторам-общественникам организовать работу по настольному теннису, а игрокам — повысить класс игры.
Первое издание книги «Настольный теннис» вышло в 1953 г. За истекшие два года настольный теннис в нашей стране заметно шагнул вперед как в своем массовом развитии, так и в росте класса игры. Советские игроки вышли на международную арену, Всесоюзная секция настольного тенниса вступила в Международную федерацию (ИТТФ). Появилось много молодых теннисистов. Поэтому необходимость в пособиях по настольному теннису возросла.
Второе издание пособия переработано и дополнено с учетом опыта, приобретенного советскими спортсменами в международных встречах, намного расширена глава о развитии настольного тенниса в СССР, заново написан раздел о настольном теннисе за рубежом, в частности приводятся некоторые сведения о соревнованиях на первенство мира, проходивших в апреле 1954 г. в Лондоне.
Авторы выражают свою искреннюю благодарность за ряд ценных указаний Совету тренеров Всесоюзной секции настольного тенниса (председатель В. С. Иванов), а так же старшему преподавателю Института физической куль туры имени Сталина мастеру спорта С. П. Белиц-Гейману, мастеру спорта Г. А. Кондратьевой и А. А. Лацису.

Вместо введения

Шла Великая Отечественная война. В опустевшей, застылой квартире большого дома в блокированном врагами Ленинграде тихо умирал мальчик. Все, что можно было сжечь в своей комнате, он уже сжег в небольшой печурке.
Собрав остатки сил, он иногда добирался до комнаты умершего соседа. Мебели в ней уже тоже не было. Лишь вдоль стены за стеклом стояли книги. Много книг.
Большие, с золотыми корешками книги мальчик не брал: они были слишком тяжелы для него. Выбирая те, что полегче, с трудом доносил до своей комнаты, затапливал печь, чтобы хоть немного согреться у огня.
Иногда, в отсветах пламени, он читал, что написано в книгах. Большинство их было непонятно ему, и он тотчас без сожаления отправлял книжку в топку. Но одна приковала его внимание. Он прочел ее всю.
В ней говорилось о том, как стать сильным, закаленным человеком, которому не страшны никакие невзгоды и трудности. Он преодолеет их.
Как?!
Оказывается, для этого нужно совсем немного. Делать физзарядку и, главное, поднимать тяжести. Сначала небольшие — «гантели», как говорилось в книжке,— потом побольше, побольше...
Попробую, все равно уж...» — решил мальчик. Гантелей у него, конечно, не было. Он стал поднимать книги — те, что потяжелее. Но их неудобно было держать — они выпадали из рук. Тогда мальчик отправился во двор, нашел обломки водопроводной трубы. Отличные получились спортивные снаряды!
Он выжил, этот упрямый, настойчивый мальчик. Свои трубы-гантели полюбил так, что, когда окреп, когда на помощь пришли комсомолки-дружинницы, пошел работать и стал хорошим водопроводчиком. Профессия эта очень была нужна в Ленинграде, когда кольцо блокады было прорвано и город возрождался к мирной жизни.
 «Хорошо все кончается в сказках»,— скажет, пожалуй, кто-нибудь из вас, прочитав эту историю.
Только нет, ребята, это не сказка. Это быль. Мальчика, о котором мы вам рассказали, звали Дима Иванов. А сейчас имя Дмитрия Ивановича Иванова знают многие любители спорта. Он стал рекордсменом и чемпионом СССР, чемпионом мира по штанге. С занятиями тяжелой атлетикой не расстается и сегодня, хотя тяжелоатлетический помост оставил давно. Любовь к спорту, вера в его безграничные возможности привели его и на факультет журналистики Московского университета.
«Д. Иванов» — такую подпись можно встретить теперь под многими статьями о сильных и смелых людях, на обложках книг о замечательных богатырях. Так одна, по сути дела случайно прочитанная, книжица предопределила судьбу и весь жизненный путь человека, выдвинула его в число уважаемых граждан страны. Как это важно — своевременно найти свою, нужную именно тебе книгу!
Сейчас в ваших руках книжка а настольном теннисе. Мы не знаем, собираетесь ли вы стать выдающимися мастерами этой игры, каковы ваши жизненные планы. Мы просто советуем вам: прочитайте. Попробуйте сделать то, что мы рекомендуем. Обещаем: удовольствие от игры получите наверняка. И если захотите продолжить спортивную учебу, изучите, выполняйте советы, которые мы вам даем.
Ничего трудного, такого, что никак не может получиться, мы не предлагаем. Все упражнения начинаются с простого. Как и самая длинная дорога начинается с первого шага.
Сделайте этот шаг, и тогда перед вами откроются необъятные дали увлекательного и прекрасного мира — спорта.

История слов

Прежде чем начать разговор об основах настольного тенниса, расскажем о словах, которые встретились вам уже на обложке книги: «азбука», «физкультура и спорт», «настольный теннис».
Помните, как учил грамоте дед Каширин своего внука Алешу Пешкова, будущего великого писателя Максима Горького?
«...Видишь фигуру? Это — аз. Говори: аз! Буки. Веди! Это — что?
—       Буки.
—       Попал. Это?
—       Веди.
—       Врешь, аз! Гляди: глагол, добро, есть,— это что?»
Аз, буки, веди, глагол, добро... Именно так назывались буквы в старославянском алфавите. Причем — «Аз» обозначала и такое понятие, как «я».
Не вдаваясь в подробности, запомним это и скажем так: азбука — это пособие для обучения с самого начала. Как часто говорят — с азов. И, немножко пофантазировав, можно добавить: я начал учиться с азов.
Понятие «физкультура» включает два других — «физика» и «культура».
Слово «культура» родилось в Древнем Риме и означало «возделывание», «обрабатывание», «взращивание». Относилось оно к земле, почве.
Слово «физика» тоже уходит к древнему, как еще его называют — античному, миру. В переводе оно означает «природа».
Теперь уже нетрудно понять, что такое физическая культура: возделывание природных данных, взращивание природных сил.
Вдумайтесь хорошенько — ведь это действительно так! Слова пришли к нам из седины веков, а сегодня вы, делая физзарядку, занимаясь физической культурой, взращиваете свою силу, закаляете свое здоровье, чтобы стать сильным, мужественным человеком.
— «Аз есмь!» — говорили наши предки — «Я есть!».
Говорили не для бахвальства. Для самоутверждения, веря в свои силы — физические и духовные. И это, образно говоря, звучало так же гордо, как звучит ныне «Готов к труду и обороне!», что с полным правом может сказать о себе каждый советский спортсмен.
Ну, а что такое спорт? Слово это английского происхождения.
«Sport» в переводе значит игра, развлечение.
«Вот так так...— пожалуй, скажет кто-нибудь из вас.— Начали с высоких          понятий — «природа», «культура». И вдруг — на тебе! Развлечение. Забава!..»
Не торопитесь с выводами. Вот посмотрите-ка: допустим, на переменке вы подошли к пианино, что стоит в школьном зале. Одним пальцем побренькали по клавишам: чижик-пыжик...
Что это? Игра?
Игра.
Серьезная?
Да нет, конечно. Так... Пустое.
А теперь представьте себе выдающегося музыканта за тем же самым инструментом. Волшебные звуки наполнили зал. Они волнуют до глубины души, затрагивают самые сокровенные струны человеческих чувств.
Игра? Да, игра.
Но это уже не развлечение. Не забава. Это вдохновенный труд мастера. Труд, нужный людям.
Точно так же и в спорте. Когда ребята на задворках гоняют консервную банку, это, конечно, развлечение, но уж никак не спорт.
Когда эти же самые ребята, надев спортивную форму, двумя строгими шеренгами выходят на площадку и по сигналу судьи начинается игра, то это и развлечение после трудных уроков в классе, но это уже и спорт.
«Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу» — так говорил замечательный советский педагог Антон Семенович Макаренко.
Игр существует несчетное множество. Есть малоизвестные. Есть известные почти каждому мало-мальски образованному человеку, Мы на этих страницах подробно расскажем лишь об одной игре — пинг-понге, как называли ее сравнительно недавно, или, как называют теперь, настольном теннисе.
Слово «пинг-понг» смысловых корней не имеет и поэтому никак не переводится. Это просто подражание звукам при ударе мячика. Летает он справа налево, слева направо, туда-сюда, сюда-туда, пинг-понг.
Только знаете, у нынешних мастеров не очень-то долго летает мячик. Резкий удар — стук! — и все.
Вот и умерло это название. Ушло в прошлое. И, как знать, может быть, через сотню-другую лет люди будут ломать голову, доискиваться в книгах, что же это такое было? Точно так же, как мы сегодня задаем вопрос: откуда взялось название «настольный теннис»?
Что это такое?
Что теннис на столе — ясно. А что означает слово теннис? Точное происхождение его не установлено. Однако некоторые ученые предполагают, что исходит оно от греческого «тенниа» — лента, тесьма. Через них и перебрасывался мяч от одного игрока к другому.
Есть и иное толкование. Считают, что название игры берет свое начало в языке французском, где «tenez» означает «вот вам», берите.
Как бы то ни было, примем оба разъяснения. Они весьма наглядно показывают суть игры: принимайте мяч, посланный вам через преграду.
Ну, а теперь приступим к подробному рассказу о самом настольном теннисе — интересной спортивной игре. И мы надеемся, что эта азбука поможет вам научиться хорошо играть, стать настоящими спортсменами. А хорошая игра подготовит вас к хорошей работе.

Как подают мяч?
В современном настольном теннисе весьма актуальна проблема так называемой промежуточной игры, которая чаще всего возникает после выполнения или приема подач. После розыгрыша первых двух-трех мячей спортсмен может либо сам начать атаку, завладев инициативой, либо, наоборот, оказаться в проигрышной ситуации. Основная задача теннисиста состоит в том, чтобы не дать сопернику начать атаку с его сильнейшей стороны.
Что делают спортсмены при приеме подач? Разберем подачи мячей с короткой и средней траекторией, не вылетающих за заднюю кромку стола. Против теннисиста, выполняющего подачу и желающего сразу перейти к топ-спину, наиболее эффективен короткий прием подачи. Подающий, как правило, вплотную подходит к столу. В зависимости от приема подач и начинается промежуточная игра.