Однажды ночью

Машина времени работала безотказно, и путешественники, еще не успев опомниться от зрелища дикой игры, вновь оказались в XX веке. Они шли по обочине широкой автострады, по которой в обоих направлениях   мчались   потоки   автомашин.
— Мы почти у цели,— сказал Пивот.— Скоро будем в Спрингфилде. В Соединенных Штатах Америки есть несколько городов с таким названием. Один расположен в штате Огайо, другой — Миссури, третий, кажется,— в Иллинойсе. Но мы находимся в штате Массачусетс и приближаемся к тому самому городу, без посещения которого наше путешествие превратилось бы в пустую прогулку. Ибо это тот самый знаменитый Спрингфилд, где в конце прошлого столетия появился баскетбол. Шоссе ведет к городу от побережья Атлантического океана, из Бостона, от которого до места, где мы находимся, около ста километров. А пока мы дойдем до Спрингфилда, я начну свой рассказ.

В то время, о котором пойдет речь, Нейсмиту было 29 лет. Это был исключительно образованный и всесторонне развитый спортсмен. За год до описываемых событий он поступил работать в Международную спортивную школу в Спрингфилде преподавателем анатомии. Но уже в конце первого года пребывания в школе Нейсмит был приглашен на должность преподавателя физической культуры. Он вел занятия со студентами, а также был инструктором по каноэ, крикету, борьбе, плаванию, боксу и капитаном футбольной команды.

Это было в декабре 1891 года здесь, в Спрингфилде. В тот вечер долго светилось окно одной из комнат, расположенных над спортзалом. Ее единственный обитатель — а это был Нейсмит — медленно ходил из угла в угол, о чем-то размышляя. Иногда он присаживался к столу и делал какие-то заметки, непрестанно покручивая свои усики. Последние дни, а сегодня особенно, он очень нервничал: истекал срок его обещания придумать для студентов новую игру, которая годилась бы для закрытых помещений и была бы интереснее обычных занятий.

Дело в том, что недели за три до этого вечера студенты некоторых групп взбунтовались и начали бойкотировать двух преподавателей физвоспитания, в программу которых входили лишь гимнастика и малоинтересные игры. Нужно было найти выход из создавшегося положения. И Нейсмит пообещал придумать какое-либо новое увлекательное занятие. И вот завтра он должен был представить на суд своих учеников новую игру.

«В ту памятную ночь я не сомкнул глаз,— вспоминал позднее Нейсмит.— Чувствовал, что решение задачи почти готово, но в то же время никак не мог отыскать его. Я не собирался придумывать что-либо уникальное, невероятное. Поэтому в своих поисках шел от самого обычного. В каждой игре центральной «фигурой», является, как правило, мяч, значит, и я должен взять его за основу. Но только большой мяч, потому что для игры с маленьким нужны клюшки, биты, ракетки... Далее. Если в качестве отправной точки взять регби или американский футбол с их захватами, толчками и подножками, то при перенесении этих игр в зал получится грандиозная потасовка. Значит, чтобы исключить грубость, нужно до минимума свести бег: если играющие не будут бегать с мячом, то не будет ни толчков, ни других грубых приемов.

Оказывается, как все просто! С криком «нашел!» я бросился к письменному столу и написал на бумаге то, что считал основной схемой будущей игры: «Не бегать — не толкаться!».

Это было уже кое-что. Теперь нужно было придумать цель. Не передавать же мяч просто из рук в руки! Какая же это игра! Вертикальная цель была мне не по душе, так как не исключала возможности столкновения между игроками во время атаки. И тут я неожиданно вспомнил одну из игр своего детства —«утку на камне»— и то, как мы, мальчишки, научились тогда «охотиться» за «уткой» (так назывался маленький камень, лежавший на большом) с помощью навесных бросков, которые каждый играющий выполнял своим личным камнем-битой. «Ага,— подумал я,— значит, цель должна быть горизонтальной». Так я сделал еще один шаг, но уже на пути к своей цели.

И тут я вспомнил еще одну игру. Скорее всего это даже была не игра, а так... В годы учебы в Монреальском университете в перерывах между занятиями мы забрасывали мяч в ящик или корзину, стоящие на полу. Однако защищающиеся садились прямо на их края и мешали забросить мяч. В таких условиях добиться результата удавалось в исключительно редких случаях.

Это воспоминание ужасно огорчило меня: ведь оно ставило под сомнение мою идею о горизонтальной цели! Опять все нужно было начинать сначала, но... «А что, если?» — молнией сверкнуло у меня в голове. «А что, если немного поднять цель? »— У меня даже дух захватило от этого решения.

И здесь все стало на свои места: цель должна быть горизонтальна и поднята над головами игроков. При этом, во-первых, будет затруднена защита цели при броске, а во-вторых, поразить ее можно будет не прямым и жестким, а прицельным броском, требующим не столько силы, сколько ловкости и точности.

Все стало ясно. Я бросился к столу и набросал на листе бумаги основные, на мой взгляд, принципы новой игры:
1. Не разрешается ходить и бегать с мячом в руках.

2. Нельзя вступать в соприкосновение с игроками команды соперника.

3. Цель должна быть горизонтальна и расположена над полем.

4. Каждый игрок может занимать любую позицию на площадке в любой момент времени».