Тренировка

Правильно построенный учебно-тренировочный процесс на протяжении ряда лет должен обеспечить высокое развитие морально-волевых качеств спортсмена, отличное состояние здоровья, всестороннее физическое развитие, непрерывное повышение спортивного мастерства и достижение на этой основе высоких результатов в той или иной спортивной игре.

Подлинно высокие результаты могут быть достигнуты лишь, при условии круглогодичной тренировки.

Круглогодичная тренировка мастеров спорта и игроков первого разряда проводится по какой-либо одной спортивной игре, которая является их спортивной специализацией, все другие спортивные игры, другие виды спорта, гимнастика используются в этом случае как вспомогательные средства.

При длительных розыгрышах, например при розыгрыше первенства СССР по футболу, круглогодичная учебно-тренировочная работа проводится в один годовой цикл, состоящий из трех периодов: подготовительного, основного и переходного.

Круглогодичная учебно-тренировочная работа с массами играющих, не имеющих разряда или имеющих третий, а иногда и второй, проводится в два цикла: зимний и летний. Играющие переключаются с одного вида сезонной спортивной игры на другую или даже на другой вид спорта. Например, футболисты зимой переключаются на русский хоккей или хоккей с шайбой.

Баскетболисты, волейболисты и теннисисты при условии наличия зимних помещений проводят учебно-тренировочную работу в два цикла: зимний и летний; при отсутствии зимних помещений они переключаются на другой вид спортивной игры (хоккей) или на другой вид спорта (лыжи, коньки).

В этих случаях каждый из циклов имеет свои подготовительный, основной и переходный периоды, причем переходный период после основного, летнего, как бы сливается с подготовительным, предшествующим основному, зимнему, периоду.

Задачи и содержание учебно-тренировочной работы в каждом из периодов спортивной тренировки имеют свои особенности.

Более того, задачи и содержание учебно-тренировочной работы изменяются на протяжении каждого из периодов. Поэтому в отдельных случаях период может быть разделен на отдельные этапы.

В учебно-тренировочном процессе ставятся следующие основные задачи: воспитание у занимающихся высоких морально-волевых качеств, физическая подготовка игроков, подготовка игроков в технике и тактике игры.

Эти задачи в одинаковой мере значимы и находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Так, например, при плохой морально-волевой подготовленности игрок не может достичь высоких спортивных результатов, хотя он в физическом и техническом отношении вполне подготовлен. Хорошая физическая подготовленность без наличия у игрока  нужной техники и тактики также не обеспечит полноценных результатов и т. д.

Воспитание морально-волевых качеств, физическая подготовка, совершенствование в технике и тактике  должны осуществляться по возможности на протяжении всех периодов, хотя каждый раздел спортивной подготовки будет иметь во всех периодах свои особенности. Лишь в переходном периоде в отдельных случаях временно может не осуществляться техническая и тактическая подготовка. Эти разделы спортивной подготовки иногда не проводятся также и в начале подготовительного периода из-за отсутствия необходимых условий. Однако каждый педагог должен использовать малейшие возможности для того, чтобы в течение всего подготовительного периода совершенствовать игроков в технике и тактике. Так, например, заслуживает внимания положительный опыт хоккеистов, которые осенью совершенствуются в выполнении технических приемов и изучают даже тактику в игре на земляной площадке.