Путешествие камчатского краба

В 1960 году он приступил к эксперименту. С Дальнего Востока были привезены первые партии икры, молоди и взрослых крабов. Однако еще в дороге погибла икра, а молодь, выпущенная в воду, не прижилась. Зато взрослые крабы, доставленные в Дальние Зеленцы — Мурманский морской биологический институт Академии наук СССР, — вполне хорошо себя чувствовали.

Итак, переселенцы выжили. Но Орлов думал уже о новых проблемах. Очевидно, нельзя создать пасеку, имея лишь одну пчелу, необходимо иметь целый рой. В определенной мере это относится и к крабам. Они живут в море стадами. И, не говоря уже о вопросах структуры стада, его поведения и т. д., нельзя создать жизнеспособное стадо, если оно не будет иметь «критической массы». Поэтому следовало разработать проект переселения ни одного, ни двух, ни десяти крабов, а сразу 300—500!

Необходимо было научное обоснование этого проекта. Оппоненты Орлова считали, что район вселения крабов в Заполярье ограничен и должен проходить вдоль довольно узкой полосы Мурманского и Кольского полуостровов, в то время как Орлов отводил для него почти все Баренцево море вплоть до Новой Земли. Но важно было, по крайней мере для начала, подобрать подходящие места с соответствующими рельефом, фауной и флорой, температурами и соленостью.

И далее, выбрать время вселения. Лучше всего для этого подходила осень: сентябрь-октябрь, когда окрепшие после линьки крабы, жизнеспособные и молодые, смогут перенести все превратности небывалого пути. Не ждать их подвоза, надеясь на рыбаков, а самим активно вмешаться в отлов, для чего подняться на борт сейнера и выйти на нем в море, отбирая лично особи для эксперимента. Такова была установка Орлова.

Теперь сейнер доставлял отловленных крабов на рыбокомбинат. В одном из его цехов акклиматизаторы оборудовали лотки с проточной морской водой, в которую помещали крабов на «временное жилье» до того момента, когда будет готов транзитный маршрут Славянка — Владивосток — Хабаровск — Красноярск — Омск — Москва — Мурманск— бухты Баренцева моря.

Это был сложный и трудный путь: на катерах, автомобилях, самолетах... И не только для крабов. Большое напряжение требовалось от сопровождавших партии крабов акклиматизаторов А. Александрова, В. Кирштейна, Ю. Лисицина и других сотрудников Центральной акклиматизационной станции во главе с Юрием Илларионовичем Орловым.

...Из Славянки крабов доставляли во Владивосток в каннах на катере. Затем на автомашинах везли в грузовой склад аэропорта. Оттуда канны попадали на борт самолета. Полет с посадками в Хабаровске, Красноярске, Омске — на Москву. Затем опять воздушным путем — в Мурманск. Сопровождавшие канны сотрудники ни на минуту не могли отойти, оставить без наблюдения путешественников. Ведь достаточно «прозевать» аэрацию воды кислородом, бесперебойное охлаждение или наполнение емкостей водой, чтобы свести на нет огромный труд, затраченный целым коллективом людей.

Транспортировка должна была осуществляться без всяких задержек. Поэтому надо было подбирать благоприятные условия — без штормов, без простоев на авиалинии... Сколько бессонных ночей, тревожных минут!

Но, конечно, такое сложное путешествие не могло обойтись, как говорится, без сучка и без задоринки. Не раз в аэропортах задерживались, а порой откладывались рейсы. Тогда сотрудники сгружали канны с борта самолета, перевозили их в грузовые склады, затем снова доставляли к самолету...

Был случай, например, задержки во Владивостокском аэропорту.

Неожиданно выяснилось, что Хабаровск «не принимает», а долететь до другого аэродрома не хватало горючего. Положение критическое... Гибель крабов была бы неминуема, если бы на помощь не пришли сотрудники аэропорта: было использовано горючее других самолетов, и крабов отправили вовремя.

В Мурманске канны с крабами ждал сейнер «Богородск». На его борту находились аквалангисты. Они «замыкали» грандиозный воздушный мост переселения крабов на самом последнем его этапе — на дне моря.

Страницы: 1 2 3 4 5 6