Подводная лаборатория «Спрут»

9 октября 1968 года мы провожали подводный дом — лабораторию «Спрут» в Кара-Даг. Автобус, в который грузились разрозненные части будущего необычного жилища акванавтов, стоял у двухэтажного здания в Люберцах. Здесь жил Виктор Шабалин, инженер и акванавт.

Погрузка шла споро. Лишь один тюк — собственно оболочка «дома» — оказался таким тяжелым, что его пришлось нести и грузить вдвоем.

До Люберец автобус побывал в Москве еще по двум адресам — у коллег Шабалина, тоже акванавтов и конструкторов «Спрута». На улице Карачаровской из квартиры Вильяма Муравьева вынесли фотобоксы, лампы-вспышки для подводной съемки, фонари, гидрокостюмы, а на Садово-Сухаревской, где жил Александр Королев, погрузили на машину акваланги, запчасти к ним, инструмент и другое снаряжение. Обе квартиры, заставленные различной аппаратурой, напоминали мастерские.

Трое конструкторов «Спрута» были людьми увлекающимися, инициативными, предприимчивыми, с большой фантазией. Пословица «Голь на выдумки хитра» в данном случае на редкость подходила к ним, ибо, взявшись за интересный и важный эксперимент, давший, как мы увидим, блестящие результаты, они начинали, по крайней мере на первом этапе, как говорится, на одном энтузиазме.

Прежде чем приступить к изготовлению оболочек будущего подводного дома, они тщательно проштудировали всю литературу по строительству подводных домов, а заодно и воздухоплаванию. Потом взялись за расчеты и проектирование: размеры, объем, способы крепления, связь, вход и выход под водой, средства установки, средства жизнеобеспечения и безопасности, транспортировка, экипировка, освещение и т. д. и т. п. — лишь после этого можно было начинать строить.

Материалы большей частью были «подручные». Оболочки дома кроили и шили сами на швейной машинке. Ходили по улицам и все «примеряли» к своему будущему дому: тросы строительных кранов — отлично подходили для стропов, брезент — превосходный утепляющий материал, детская клеенка — воздухонепроницаемая ткань... О гидрокостюмах, боксах, такелаже и говорить нечего: все это изобреталось, доставалось, изготовлялось собственными силами.

Пожалуй, эта преданность идее и позволила им первыми в стране создать подводный дом пневматической конструкции для жизни и работы в нем человека — акванавта и ученого.

Теперь предстоял очередной эксперимент.

Руководил погрузкой начальник экспедиции Александр Королев. Он следил за тем, чтобы ничего не было забыто, все хорошо уложено и надежно закреплено. На этот раз энтузиастам повезло: оболочки подводного дома были сделаны не кустарно, а с участием настоящей фирмы — НИИРПа (научно-исследовательского института резиновой промышленности). Инженеры фирмы помогли в разработке конструкции, а рабочие ее филиала в Загорске изготовили небывалый по конструкции аэростат — подводный.

Дом получился отменный. Когда его наполнили воздухом во время испытаний, самый придирчивый взгляд не мог найти никаких погрешностей.

Со «Спрутом» в дальнюю дорогу отправлялась большая группа. Она включала, с одной стороны, акванавтов и аквалангистов, с другой — кинооператоров «Центрнаучфильма», решивших снять о предстоящем эксперименте фильм «Вторая профессия воздуха».

Маршрут Москва — Симферополь —  Феодосия — Планерская — Кара-Даг рассчитан на два дня.

Вот закончена погрузка. Прозвучали теплые слова напутствий и пожеланий. Последние рукопожатия, и автобус отправляется в путь.

А на следующий день «Правда» писала:
«В дальнюю дорогу к берегам Черного моря отправился автобус, на котором везут усовершенствованный подводный дом пневматической конструкции... Эксперимент под водой аквалангисты клуба «Дельфин» решили посвятить 50-летию Ленинского комсомола».


Первые в мире женщины — акванавты — Мария Барац и Галина Гусева под водой...

Мария Барац и Галина Гусева
... и на берегу моря

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7