Фигурное катание — это красиво!

А потом наступила эра Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. Они стали поэтами фигурного катания. Вместе с очень высокой техникой у Людмилы и Олега есть прекрасное понимание музыки. Они хотят передать ее оттенки, ее богатство. Их лирический стиль завоевывает множество поклонников во всех концах земли.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов дважды были мировыми чемпионами, а в Инсбруке завоевали звание чемпионов Олимпийских игр. Их победа тогда была особенно приятна, поскольку эта была наша первая олимпийская медаль в фигурном катании за всю историю советского спорта.

Теперь появились еще одни призеры в парном катании — Татьяна Жук (сестра Станислава) и Александр Горелик. Их украшают бронзовые и серебряные медали, завоеванные на европейских и мировых чемпионатах. Их стихия — высочайший темп, неутомимость, любовь к сложным трюкам.

Вслед за лидерами набирает темп и способная молодежь. Хорошие пары появляются одна за одной. Вот, например, москвичи Татьяна Тарасова и Георгий Проскурин уже выступали на чемпионатах Европы, где заняли четвертое место в 1966 году, и на чемпионатах мира.

От людей, которые ранее не интересовались фигурным катанием, часто приходится слышать вопрос: а чем же отличается парное катание от танцев? Разница заметна сразу. У танцоров нет сложных поддержек, прыжков. Их шаги кажутся сравнительно простыми. Их мелодии — только танцевальные. Кроме того, танцорам нельзя более чем четыре такта находиться не в основной стойке. Но не надо думать, что танцы — дело совсем простое. В этой простоте свои, иногда просто незаметные для непосвященных, трудности.

У танцоров есть более десяти обязательных танцев. Но на соревнованиях они выполняют только четыре. Те, которые выпали по жребию. И все они разные по стилю, по характеру. Различные вальсы, фокстроты, танго... Музыка для всех одинакова, но настоящих мастеров сразу отличаешь по особой тонкости и точности шагов, по прекрасной осанке.

А затем наступает «произвольная трехминутка». Фигуристы составляют свою программу обычно из нескольких быстрых и медленных танцев, как бы желая тем самым подчеркнуть свою разностороннюю подготовку. Наиболее успешно среди наших танцоров выступают сейчас Людмила Пахомова и Виктор Рыжкин. Они даже вошли в десятку лучших танцоров Европы и мира. Но здесь сделан только первый серьезный шаг. А кто сделает второй? Может быть, кто-нибудь из тех юных спортсменов, которые только входят в большой спорт? А может, и кто-нибудь из наших сегодняшних читателей?

И танцоры и одиночники еще мало радуют на крупных состязаниях. Ну что ж, будем надеяться на перемены, которые могут произойти в недалеком будущем. Искусственных катков становится все больше и больше. В секции фигурного катания ребята идут бесконечным потоком. И теперь уже от нас, тренеров, более всего зависит, как быстро поднимутся они к вершинам мастерства.

Что же еще рассказать вам о фигурном катании?

Тема неисчерпаема. Потому что, как и каждый вид спорта, как и искусство, к которому фигурное катание так близко, оно находится в непрерывном развитии, рождает новые формы, новые движения, новые сверхсложные и оригинальные трюки. То, что было новым вчера, сегодня уже неинтересно.

В фигурном катании наступила «пора» сложнейших прыжков. И на каждых состязаниях, слыша бурные овации в честь спортсменов, не могу не подумать о том, что, как ни красиво фигурное катание, как ни красочно, грациозно, оно продолжает оставаться спортом. И фигуристам смелости надо никак не меньше, чем, скажем, легкоатлетам или хоккеистам.

Страницы: 1 2 3 4