Шипы и розы

Жадно прочла я после всесоюзного первенства статью Латыниной. Она многое прояснила.

«Никто из абсолютных чемпионок, — говорилось в материале, — как бы сильны они ни были, не создаст абсолютного совершенства — красота разнообразна, многолика и не терпит канонов. У каждой большой спортсменки должны быть свой стиль, свое амплуа. Гимнастика обеднеет, если все будут слепо подражать моде. То, что в нашей сборной всегда объединялись гимнастки разных стилей, являлось фактором ее постоянного успеха.

В последнее время не утихают разговоры о том, что атлетизм и сложность победили женственность и пластичность. Но день, когда была бы побеждена женственность, явился бы самым печальным для гимнастики. Сложность растет непрерывно — это закон и нашего вида спорта, но это не должно делаться в ущерб сути гимнастики.

Меня могут спросить: почему же одухотворенность и чистота линии противопоставляются сложности и динамизму? Мы не за противопоставление, а за сочетание.

После Олимпиады-72 швейцарская газета «Шпорт» категорично ставила вопрос: «Кому принадлежит будущее?» В газете было написано о всех гимнастках, завоевавших в Мюнхене золотые медали, гимнастках, резко отличающихся друг от друга своим стилем. А вот и характеристики победительниц:
—       Двадцатилетняя Людмила Турищева — стальные нервы, виртуозность, которой может позавидовать балерина Большого театра, умение показать свое мастерство во всей широте.
—       Двадцатилетняя Карин Янц (ГДР) — деловитость, прямолинейность, сдержанная холодность, строгость, храбрость, уверенность.
—       Семнадцатилетняя Ольга Корбут — риск, смелость, изобретательность.

А вот еще определение стиля Корбут: сплав безрассудной смелости и грациозного ухарства, мальчишеский задор и склонность к риску, точность и обаяние, сверкающая романтика.

Из всех оценок наиболее обобщенной мне кажется последняя.

Действительно, гимнастика Ренальда Кныша и Ольги Корбут принесла немало нового. В творчестве этого тренера наиболее ярко проявилось стремление использовать новые возможности гимнастики семидесятых годов. Я имею в виду совершенствование методики, новые тренажеры, специальные приспособления к снарядам. Да, гимнастика Корбут — шаг вперед.

Людмила Турищева и Ольга Корбут, несомненно, выдающиеся представительницы современного направления гимнастики. Можно с уверенностью говорить о значительном их влиянии на формирование молодых спортсменок.

Когда 14-летняя румынская гимнастка Надя Команечи выиграла чемпионат Европы в 1975 году, одни журналисты отмечали «детскую легкость в исполнении самых сложных элементов», другие писали: «Людмила Турищева в то же время является для Команечи образцом».

Несомненно, Команечи во многом использовала достижения Корбут и Турищевой, но несомненно и другое — в  сложности упражнений, уверенности исполнения она сама является сегодня примером. Все это не значит, однако, что ее стиль единственно лучший. Ведь сумела же наша Нелли Ким минувшим летом на «Предолимпийской неделе» в Монреале выиграть три золотые медали, в то время как Надя — две. Как комментировали канадские газеты, «есть моменты, когда живая улыбка стоит больше триумфа». Это — об искрометном, жизнерадостном стиле Ким.

Стиль — один из компонентов высокого мастерства, лишь один из важных факторов, приносящих успех. Нельзя же, например, отнести к стилю умение концентрировать волю, мобилизовать все силы в решающие мгновения борьбы.

Такие тренеры, как Александр Мишаков, Владислав Растороцкий, Викентий Дмитриев, всегда отличались умением синтезировать все лучшее!

Советская школа гимнастики — передовая, но это не исключает, а предполагает наше восприятие полезного опыта у гимнасток Венгрии, Чехословакии, ГДР. И именно коллективный опыт позволяет сегодня характеризовать основные требования к направлению современной гимнастики.

В отличие от оценок стиля требования эти единообразны. Гимнастка высокого класса, претендующая на успех в крупнейших соревнованиях, должна сочетать в своем выступлении риск, оригинальность, виртуозность. На нынешнем этапе развития гимнастики спортсменка должна воссоединить, слить все это в одной композиции, в одном упражнении — задача эта чрезвычайно трудная, но вполне выполнимая. Уверена, что в Монреале мы будем свидетелями ее успешного решения».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17