Барк «Лауристон» идет в Таллин

Всегда мечтал выйти в море на парусном корабле, ощутить то, что было для моряка обычным еще так недавно,— движение огромного судна с надутыми ветром ярусами парусов. И вот в августе 1921 года мечте суждено было осуществиться,— меня назначили помощником на барк «Лауристон», которому предстоял рейс в бывший Ревель, ныне Таллин, столицу буржуазной Эстонии.

Рейс «Лауристона» в Таллин носил несколько необычный характер. Он должен был положить начало торговым отношениям с Прибалтийскими республиками. с которыми лишь совсем недавно Советская Россия установила дипломатические отношения. Несколько раньше в первый рейс в Финляндию из Петрограда отправился с такой лее целью небольшой пароход «Субботник». «Лауристон» решили послать в Таллин, так как этот барк водоизмещением в 5000 тонн, с вместительными трюмами, был удобен для перевозки железнодорожных рельсов. Все это мне рассказали в Управлении Балтийского пароходства и приказали незамедлительно отправляться на барк, стоявший в Торговом порту.

Четыре высоченные темно-коричневые мачты «Лауристона» были видны издалека. На мачтах — такого же цвета толстые реи, на носу — внушительный стальной бушприт. Переплетение стоячего и бегучего такелажа, блестевший свежей краской корпус с белыми надстройками не могли не вызвать восхищение у понимающего толк в парусниках.

На борту барка я представился капитану К. Андерсону, опытному моряку. Он познакомил меня со старшим помощником В. Спрогисом и боцманом И. Урмом. Команда «Лауристона» насчитывала около пятидесяти человек, в основном знакомых с парусом бывших рыбаков из деревень побережья Лужской губы и Ладожского озера. Немало среди матросов было и эстонцев, латышей и финнов, когда-то ходивших на лайбах или рыбацких судах, а в годы гражданской войны сражавшихся с белыми и интервентами за Советскую власть. В политической работе командный состав барка мог опереться на семь коммунистов и четырех комсомольцев — для тех лет не так мало.

Капитан рассказал, что на больших парусниках никто из команды не плавал, так что до выхода в море предстоит большая работа по Обучению команды. Д управление «Лауристоном» — дело сложное: если команда не будет действовать слаженно, то до беды недалеко. Ведь барк по тем временам был самым крупным в мире парусным кораблем. Его водоизмещение — пять тысяч тонн, мачты несут только основных двадцать пять парусов, при свежем ветре бакштаг скорость достигает шестнадцати узлов. «Лауристон» построен в Англии и куплен царским правительством в годы первой мировой войны для перевозки военных грузов.

Настали дни напряженных занятий. Пока краны опускали в трюмы рельсы, экипаж учился ставить и убирать паруса, брать рифы, тренировался в выполнении различных команд, в том числе поворотов оверштаг и через фордевинд, перемене галса при лавировке. Много времени ушло на учения по отдаче и выборке якоря. Шестнадцать крепких матросов с трудом вручную вращали шпиль, упираясь во вставленные в него дубовые вымбовки.

Уж не помню, сколько весили огромные становые адмиралтейские якоря барка, но, видимо, немало, потому что выбрать их было нелегко. Много усилий требовалось и для вращения штурвала диаметром в человеческий рост, установленного на полуюте — на корме. Сделан был штурвал из какого-то дорогого дерева, с резными украшениями. На руле одновременно стояли два матроса, но и они с трудом вращали штурвал, от которого шли стальные цепи к внушительному рулю. Для управления рулем на волне существовала специальная система из талей и блоков. И тут уж двумя рулевыми не обойтись — на талях на каждом борту требовалось по нескольку человек!

В общем барк представлял собой настоящий парусный корабль, на котором все делалось вручную —  никаких двигателей не было. Отсутствовали также отопление и вентиляция, а каюты и кубрики освещались керосиновыми лампами и свечами. О том, что плавать нам предстоит в третьем десятилетии двадцатого века, свидетельствовала, пожалуй, только радиорубка да небольшой паровой котел, который давал пар для лебедок грузовых стрел.

Страницы: 1 2 3 4 5