Факторы, влияющие на скорость и точность полета мяча

В работе над совершенствованием технических приемов тренер и спортсмен постоянно испытывают потребность получать срочную информацию о тех качественных изменениях, которые происходят под воздействием используемых средств и методов.
В качестве субъективной информации традиционно используют некоторые мышечные ощущения, возникающие при выполнении технического приема, воспринимаемые и оцениваемые визуально скорость полета мяча и точность попадания. Однако с ростом мастерства спортсменов при современном развитии игры этой информации недостаточно. Не случайно в спортивной практике предпринимались попытки использовать различные современные технические средства регистрации времени полета мяча и точности попадания его в определенные зоны площадки. Для этого использовали специальные виды киносъемки, синхронизированные фотокамеры, телеметрические системы, лазерные установки и т. п. По разным причинам все эти методики регистрации времени полета мяча не нашли широкого применения.
По нашему мнению, наиболее приемлемой для исследовательских, а в ряде случаев и для практических целей оказалась методика регистрации времени полета мяча, основанная на использовании специально разработанного акустико-электронного измерителя времени. Суть его заключается в том, что звук, возникающий при ударе ракеткой по мячу, преобразуется в сигнал, включающий счетчик времени, а следующий сигнал, возникающий при ударе мяча о поверхность площадки, ракетки соперника или тренировочной стенки, останавливают счетчик.
Именно эту методику мы использовали в серии экспериментов. Например, определяли влияние уровня квалификации спортсменов и психологической напряженности в тренировочной и контрольной играх, а также в официальных соревнованиях на скорость полета мяча и точность попадания в поле подачи. Оказалось, что у спортсменов III разряда средняя скорость полета мяча 24—27 м/с, а у мастеров спорта — 42—16 м/с. При этом точность попадания у них соответственно равна 25—30% и 45—48%.
Интересно отметить, что у всех спортсменов наивысшая скорость полета мяча — в тренировочной игре, а точность попадания — в контрольных играх и играх соревновательного характера.
В другом эксперименте мы определяли, как влияет скорость принимаемых теннисистом мячей на скорость полета мяча и точность попадания при выполнении ударов с отскока и с лёта. У теннисистов II разряда скорость полета мяча и точность попадания начинают снижаться при ответных ударах по мячу, летящему со скоростью около 23 м/с. Спортсмены I разряда начинают испытывать трудности в ответных действиях с момента, когда принимаемый мяч летит со скоростью около 27 м/с, а мастера спорта — при скорости 30 м/с.
Естественно, что на эффективность выполнения технических приемов влияет сила мышц рабочей руки теннисиста. Быстрое и точное управление ракеткой возможно лишь при условии, если эти мышцы хорошо подготовлены для работы в динамическом и статическом режимах.
По ходу эксперимента измерялась взрывная сила мышц руки у спортсменов. Результаты подтвердили, что теннисисты более высокой квалификации обладают и более высокими показателями взрывной силы мышц руки.
Экспериментальные данные подтверждают, как важно при совершенствовании техники ударов постоянно уделять внимание и развитию необходимых физических качеств. Известно, что в среднем за матч теннисист выполняет 150—180 подач. Значит, в тренировках целесообразно увеличивать это количество, чтобы получить некоторый запас прочности, совершенствовать удары с отскока и с лёта обязательно нужно с более сильным партнером, используя игровые упражнения, вынуждающие спортсмена действовать с высокой скоростью в условиях повышенной психической напряженности. Умение использовать технические приемы с максимальным эффектом в конечном итоге формируется и закрепляется при совершенствовании их в обстановке, максимально приближенной к соревновательной.
Для развития физических качеств, влияющих на эффективность выполнения технических приемов, целесообразно использовать в первую очередь упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств рабочей руки теннисиста: имитационные упражнения, выполняемые с различными отягощениями (например, утяжеленные ракетки, гантели, эспандеры, набивные мячи и т. п.). Вес отягощений подбирают индивидуально, учитывая возможности спортсмена выполнять тренируемое движение без заметного искажения координации и с максимальной быстротой.
Опыт работы с детьми показывает, что современную технику тенниса лучше и быстрее осваивают те из них, у кого физически лучше развиты мышцы рабочей руки. Это подтверждает и эксперимент, в котором воспитанники ДЮСШ в течение трех месяцев целенаправленно занимались развитием скоростно-силовых качеств применительно к ударным движениям. Они выполняли различные упражнения с отягощениями, игровые упражнения с использованием поролоновой, ребристой и обычной тренировочных стенок с мишенями. Делать упражнения они должны были активно, бить по мячу сильно и точно до заметного утомления — т. е. в течение 1,5—2 мин. После минутного отдыха упражнение повторяли. Выполняли три-пять таких серий. После этого в течение 5—6 мин. теннисисты делали упражнения, направленные на снятие утомления, напряженности. Затем они переходили к основной части занятий, в которой выполняли игровые упражнения. При этом также сосредоточивали внимание на необходимости выполнять удары сильно и точно.
Использование вспомогательных средств, а также упражнений на площадке с определенными заданиями на развитие скоростно-силовых качеств применительно к ударным действиям позволяет рекомендовать их применять в учебно-тренировочном процессе с теннисистами различной квалификации.

                                                  И. В. Всеволодов, доцент кафедры тенниса ГЦОЛИФК,
                                                  Б. П. Сокур, аспирант ГЦОЛИФК