Специальные упражнения теннисиста

Во время всесоюзного семинара, который проходил в Москве, был проведен показательный урок. Провели его тренеры сборной команды СССР по теннису. После окончания этого урока многие участники высказали пожелания ознакомиться поближе с упражнениями, которые используют в своих тренировках на сборах наши теннисистки.

Что же это за упражнения? Конечно, никакого открытия мы не сделали. Многие хорошо знакомые всем упражнения легли в основу тех, что мы используем в своих тренировках. Многолетние наблюдения за ведущими игроками мира, личный игровой опыт вложили тренеры в эти упражнения.

Все упражнения перечислить трудно. Часто они рождаются в процессе тренировки, и задачи, которые решаются с их помощью, различные. В одном случае это исправление ошибок в технике, в другом — отшлифовка игровой ситуации, в третьем — накопление физической силы, специальных теннисных навыков.

Мы приведем ряд упражнений и покажем, как с помощью того или другого вы можете исправить ошибку в технике либо освоить новую комбинацию. Однако главное здесь — творчество самого тренера. Подбор и направление каждого конкретного упражнения для каждого игрока индивидуальны, и главная задача наставника — правильно это сделать.

Упражнение 1. Двойной «треугольник» на задней линии. Игроки А и Б располагаются на задней линии; А, находясь в правом углу, выполняет два удара кроссом, два удара по линии и т. п.

Само по себе упражнение несложное, однако с его помощью можно решить ряд важных задач. Первая и главная — во время повторного посыла мяча кроссом и по диагонали теннисист должен играть как можно активнее и точнее (играть по восходящему мячу). Выполнить эту задачу первым мячом трудно, так как вначале нужно хотя бы достать мяч. Вот и получается, что одним упражнением вы решаете несколько задач: работаете над быстротой передвижения по площадке, точностью выполнения удара и активизацией игры.

Это упражнение хорошо использовать в тот период, когда спортсмен работает над техникой, когда необходимо привыкнуть к новому покрытию кортов, в начальный период подготовки к соревнованиям.

Упражнение 2. Теннисист А играет с лёта, Б — на задней линии. Выполняет пять-шесть ударов кроссом. Б посылает свечу, А отвечает ударом над головой; Б отбивает ударом по линии и затем выполняет «треугольник». Розыгрыш продолжается до ошибки.

Это упражнение средней сложности. Чем чаще вы используете его в тренировке, тем темпераментнее и с большим азартом теннисист выполняет его. Хорошо включать это упражнение в тренировки, когда спортсмен медленно готовится к ударам на задней линии, когда потерян ритм удара. Параллельно оно помогает работать над улучшением игры с лёта и отрабатывать комбинации с использованием удара над головой.

Такого рода упражнения тренеры сборной команды используют в конце первой — в начале второй недели сбора.

Упражнение 3. Игроки А и Б находятся на задней линии. А — в правом углу и выполняет «треугольник», Б двигается по задней линии, с короткого удара выходит к сетке; А выполняет свечу, Б отбивает ударом над головой; А выполняет низкий удар, Б играет с лёта; А отвечает обводящей свечой, Б отходит назад, отбивает свечу на задней линии и продолжает двигаться вдоль задней линии, выполняя «треугольник», и т. д.

Теннисисты меняются местами через десять минут, играя поочередно в правый и левый угол площадки.

Упражнение 4. Оно знакомо, и довольно хорошо, практически всем тренерам. Но дело в том, что используют его обычно в работе с начинающими теннисистами — на первом-втором годах обучения. Однако, на наш взгляд, оно необходимо для всех игроков, независимо от их квалификации. И особенно полезно использовать это упражнение перед началом тренировки на площадке. Тренер, делая замечания по ходу, как бы дает задание по технике на все занятие. В сборной команде мы по возможности стараемся использовать его и будем использовать и впредь каждый день тренировки, меняя композицию ударов, темп и частоту.

Итак, упражнение. Тренер с мячом стоит на линии подачи и с руки подбрасывает мяч по направлениям, которые указывает второй тренер. Подбрасывать мяч может кто-то из игроков. Спортсмены поочередно выполняют удары из определенных точек, бегут на противоположную сторону площадки, собирают мячи и быстро возвращаются в исходное положение. Второй тренер следит за техникой выполнения ударов, делая замечания по ходу. Упражнение проводится в быстром темпе.

Теннисисты по заданию выполняют крученые удары, плоскорезаные, укороченные, подготовительные удары для выхода к сетке, сильные («забивающие») мячи, удары в мишени и т. д.

Упражнение 5. Оно не нуждается в дополнительных пояснениях. Игрок А подает и выполняет «треугольник», Б двигается по задней линии; с короткого удара А выходит к сетке, Б должен выполнить обводящий удар, находясь в трудной игровой ситуации.

Упражнение 6. Оно относится к разряду трудных. Дело в том, что упражнение приближено к некоторым игровым ситуациям на площадке. Теннисист, играющий с лёта, постоянно находится в движении, периоды отдыха сведены до минимума. Работа ведется над техникой и тактикой, а выполнить упражнение на «отлично» может только хорошо подготовленный физически спортсмен.

Советуем включать это упражнение в тренировки за две-три недели до соревнований.

Суть упражнения в следующем. Теннисист А играет с лёта, Б и В — на задней линии. Оба они посылают низкие удары произвольно, затем выполняют свечу — А отвечает на нее ударом над головой; Б и В снова выполняют один-два низких удара и снова свечу, А отходит от сетки и отбивает с отскока, а затем сразу же возвращается к сетке и т. д.

Упражнение 7 не нуждается в дополнительных пояснениях. Игрок А подает, Б принимает; А играет только в правый угол Б и выполняет «треугольник» на задней линии. На короткий удар он отвечает плоскорезаным и выходит к сетке; два-три удара Б выполняет, играя низко над сеткой, и посылает обводящую свечу, которую А «убивает».

Упражнение 8 хорошо использовать в тренировке, когда вы работаете над обводящими ударами. Искусственно создается сложная игровая ситуация, и, повторенная много раз с положительным результатом, она дает игроку уверенность в своих силах, уверенность в том, что освоенная комбинация не подведет во время соревнований.

Суть упражнения в следующем. Игрок А подает и выполняет «треугольник», Б принимает в правом углу и передвигается вдоль задней линии, но направляет мячи только в правый угол. С короткого удара по линии А выходит к сетке, а Б должен обвести его из трудной игровой ситуации.

Упражнение 9 в комментариях не нуждается. Игрок А подает и выходит с подачи к сетке, Б принимает мяч кроссом. Теннисисты выполняют несколько ударов кроссом. Затем Б посылает свечу, А отвечает смешем в том же направлении. Б направляет удар по линии, а дальше — «треугольник».

Упражнение 10 несложное. Однако четкое его выполнение дает игроку уверенность в своих силах. Хорошо использовать это упражнение за несколько дней до соревнований или во время тренировок в процессе самих соревнований.

Теннисист А подает и выполняет «треугольник» на задней линии, играя в правый угол Б. Игрок Б произвольно меняет направление ударов и продолжает выполнять «треугольник».

Упражнение 11. Игрок А подает и выходит к сетке, Б принимает мяч ударом по линии, выполняет два-три удара с лёта, затем посылает свечу, которую А отбивает с отскока, отходя назад, и сразу же выходит к сетке; Б выполняет «треугольник» до ошибки.

Упражнение 12. Теннисисты А, Б и В на задней линии. А подает и выходит к сетке. Б и В выполняют низкие удары, а затем свечу. Игрок А, отбивая свечу, отбегает на заднюю линию, делает несколько ударов оттуда и после укороченного мяча идет к сетке. Б и В выполняют низкие удары, затем свечу, которую А старается «убить».

В заключение нужно сказать, что большинство упражнений спортсмены выполняют хорошо только в том случае, если разносторонне подготовлены.

Не ждите высоких результатов, если ваши подопечные плохо бегают или имеют серьезные дефекты в технике. Правило «от простого к сложному» важно и здесь. Будьте терпеливы, не гнушайтесь готовить каждое занятие в тетради. Это поможет не только вашим ученикам, но и нам — тренерам, вашим коллегам.

И еще. Положительный опыт каждого должен стать достоянием всех тренеров, которые хотят добиться больших результатов.
                                                        О. В. Морозова, заслуженный мастер спорта СССР,
                                                        Л. Д. Преображенская, заслуженный тренер РСФСР