О мастерстве тренера

Учебно-тренировочный процесс предполагает техническую, тактическую, физическую, психологическую и теоретическую подготовку, которые  тесно взаимосвязаны между собой. Подчас трудно определить, какую цель преследует тренировка — совершенствование техники или тактики, так как оба вида подготовки могут совершенствоваться в одном упражнении. Сильная по интенсивности или объему физическая подготовка, с одной стороны, является важной частью психологической подготовки, поскольку большие тренировочные нагрузки помогают воспитывать у спортсмена волевые качества. С другой стороны, без развитых волевых качеств невозможно переносить большие тренировочные нагрузки.

Нельзя, однако, забывать самого главного: весь учебно-тренировочный процесс представляет собой единый педагогический процесс. Центральная фигура здесь—преподаватель, тренер, который осуществляет его и руководит им. Поэтому тренер должен, прежде всего, быть педагогом, способным использовать все свои знания, имеющиеся в его распоряжении средства для воспитания настоящего спортсмена с высокими морально-волевыми качествами.

От чего же все-таки зависит мастерство тренера? Почему одни тренеры добиваются успеха, а другие, с многолетним опытом, нет? Наконец, на какие специфические моменты в работе тренера нужно обратить особое внимание?

Теннис — один из сложных в техническом отношении видов спорта. Ребенок в возрасте 7—8 лет (в основном в этом возрасте сейчас начинают обучение) не может сразу начать играть правильно через сетку.

Как проходит обучение начинающих? Общепринятая схема следующая:
1.       Показ ударов и приемов.

2.       Определение ошибок.

3.       Исправление ошибок — главная часть обучения: тренер объясняет суть ошибки, а затем демонстрирует правильный прием.

С виду, казалось бы, все просто. В чем же все-таки состоит мастерство тренера?

Правильно показать и объяснить основные удары умеет каждый тренер, так как обнаружить явные ошибки у начинающих (например, следят за мячом, излишне опускают головку ракетки, неправильно подходят к мячу и т. д.) не так уж трудно.

Задача оказывается намного сложнее, когда тренер имеет дело со спортсменами, владеющими большинством ударов, но у которых немало мелких технических погрешностей.

Тренер обязан уметь показать не только элементарный основной удар (например, плоский удар справа или слева), но и продемонстрировать все основные удары в любых вариациях. Для этого, однако, необходимо, чтобы тренер сам умел отлично демонстрировать их. Другими словами, тренеру нужно хорошо владеть тонкостями техники игры. При этом вовсе не обязательно, чтобы тренер был сильный теннисист-практик или хорошо играл на счет. Конечно, хорошо, если тренер продолжает оставаться сильным игроком и может долго вести своих учеников. Но даже самый сильный тренер с годами теряет спортивную форму и не может соперничать с учениками в практической игре. Однако он обязан владеть искусством выполнения технических приемов. Больше того, с годами это умение должно совершенствоваться. Тренер должен сознательно тренировать те удары, которыми он как игрок не владел вообще или владел слабо. В целом техника тенниса консервативна, однако появляются и новые элементы. Так, за последние десять лет удар слева двумя руками стал обычным, хотя раньше встречался крайне редко. Теперь этому удару учат шести-семилетних учеников многие тренеры, которые в своей игровой практике его никогда не использовали. Для того чтобы хорошо учить и самому чувствовать этот удар, необходимо, чтобы тренер сам хотя бы удовлетворительно владел им, иначе он не сможет правильно показать его.

Далее, один и тот же удар (например, крученый удар справа), можно выполнять по-разному — с коротким или длинным замахом, при этом точка удара может быть ниже или выше. Все эти варианты тренер должен не только знать, но и уметь демонстрировать.

Таким образом, совершенствование техники требует, чтобы тренер постоянно повышал свое мастерство, неустанно работал над собой.

У него должна сохраниться, а может быть, даже улучшиться точность ударов при игре с места. Тренер должен быть способен, стоя на месте у сетки или на задней линии, направить летящие на него мячи в нужную точку. Другими словами, способность разнообразно играть с места у тренера с годами не должна снижаться, а хорошо играющие относительно молодые тренеры могут эту способность еще и совершенствовать.

Обнаружить основные ошибки у начинающих нетрудно. Но в дальнейшем задача тренера становится сложнее. Тренер учит всю группу одинаково, но, когда ученики начинают играть сами, становится видно, что каждый играет по-своему, с индивидуальными особенностями. И это совершенно естественно.

Наблюдая за игрой своих успевающих учеников, тренер задает себе вопрос: чем объясняется такое выполнение удара, такие индивидуальные особенности. Дать исчерпывающий ответ на такой вопрос часто очень непросто.

Страницы: 1 2 3 4