О мастерстве тренера

В заключение несколько слов о значении индивидуальных бесед, которые в работе тренера важны. Со своими учениками тренеру приходится проводить эти беседы постоянно и по самым различным вопросам: тренировки, учеба, проблемы быта, личные проблемы и т. д. Метод внушения в воспитательной работе и в решении задач учебно-тренировочного процесса — один из основных. Как относится тренер к своему ученику, каким тоном, какими словами и аргументами ведет с ним беседу, сумеет ли заинтересовать своего ученика или нет, — от этого зависит результат беседы. Для того чтобы достичь успеха, тренер должен быть и психологом: хорошо знать своих учеников, понимать, с кем нужно вести беседу по-хорошему, а с кем более сурово. Такие беседы могут иногда длиться долго, но без них обойтись нельзя. Очень важно, чтобы ученик понял искренность отношения тренера и желание решить возникающие проблемы. Только тогда внушение может дать результаты.

Еще один совет тренерам: нужно в специальном дневнике делать заметки, касающиеся как отдельных учеников, так и своей работы в целом. В таком дневнике, если его вести несколько лет, скапливается много ценного материала, фактов, мыслей, которые могут помочь тренеру лучше организовать свою работу.

Итак, можно резюмировать некоторые стороны мастерства тренера.

1.       Владеть умением отбора, комплектовать свои группы по возможности достаточно талантливыми учениками.

2.       Постоянно совершенствовать искусство демонстрации ударов в любых вариациях.

Освоить умение выявлять индивидуальные ошибки и способы их устранения.

Сохранить способность хорошо играть с места (демонстрация различных технических приемов), как можно больше использовать этот метод в игре со своими учениками.

3.       Владеть словом. Уметь выступать как перед коллективом, так и проводить индивидуальные беседы.

Работа тренера сложная. Часто без выходных дней, когда проводятся соревнования, нередко связанные с поездками в другие города.

Условия работы, особенно в зимнее время, нелегкие. Добавляются разные организационные проблемы, заботы, связанные с обеспечением инвентарем и т. д. И успех даже самых способных учеников не приходит быстро и легко. Порой в течение многих лет приходится сталкиваться с неудачами, пока не будет достигнута победа. Но постоянно побеждать тоже никто не может, на смену победам приходят проигрыши. Поэтому, и это самое главное, тренер должен быть настоящим энтузиастом, фанатиком своего дела. Если же он лишен этого, не помогут ни обширные теоретические знания, ни практическое умение владеть ракеткой, ни условия работы.

Когда у известного тренера по легкой атлетике В. Алексеева спросили, какое качество он считает самым важным в работе тренера, он ответил — терпение.

Можно только добавить, что это терпение должно быть активным. Нельзя пассивно наблюдать. Нужно активно действовать, лучше организовывать, всесторонне и критически анализировать свою работу, тогда придут и успехи.
                                                                        Э. Я. Крее, заслуженный тренер СССР

Страницы: 1 2 3 4