Основные задачи этапа

На третьем этапе обучения перед занимающимися ставятся следующие задачи.

1.       Дальнейшая всесторонняя физическая подготовка и укрепление здоровья, выполнение норм ГТО II ступени, совершенствование специальной физической и психологической подготовки.

2.       Совершенствование ранее разученных технических и тактических приемов.

3.       Обучение сложным тактическим действиям современного тенниса.

4.       Турнирная подготовка, участие в соревнованиях. Выполнение II и I разрядов Всесоюзной спортивной классификации для взрослых.

5.       Приобретение инструкторских и судейских навыков.

В группах третьего этапа обучения на базе ранее полученных знаний и умений осваиваются самые сложные тактические действия и системы игры. Совершенствование технических приемов носит уже тактическую направленность. К моменту перехода в разряд взрослых юные теннисисты по уровню физической, технической и тактической подготовки должны быть подготовлены к требованиям, предъявляемым так называемым «большим теннисом».

Учебно-тренировочная работа со старшими группами третьего этапа в основном строится по индивидуальным планам, которые составляются совместно с занимающимися. Юные теннисисты должны всегда знать задачи, поставленные перед ними, и средства, при помощи которых они будут решать эти задачи.

В учебно-тренировочный процесс должны войти следующие разделы совершенствования технических и тактических действий — занятия на: 1) «технику» (совершенствование всех ударов); 2) точность и уверенность выполняемых действий (выработку автоматизма); 3> совершенствование контратакующих действий (обороны); 4) совершенствование видов нападения; 5) развитие тактического мышления; 6) развитие игровой выносливости и 7) турнирную подготовку (участие в соревнованиях).

Такое распределение учебного материала продиктовано практикой работы не только с юными теннисистами, но и со взрослыми мастерами. В каждую тренировку в зависимости от необходимости тренер включает совершенствование различных разделов подготовки. Успехи, достигнутые на этих тренировках, должны закрепляться в соревновательной обстановке. Ситуации, с которыми занимающиеся сталкиваются в игре со счетом и особенно в соревнованиях, столь разнообразны, что игроки не могут действовать только на основе заранее разученных тактических комбинаций. Поэтому нужно сводить к минимуму упражнения с заранее обусловленным направлением ударов. Когда тренер дает занимающемуся определенные задания, содержание их не должно быть известно его партнеру.

На третьем этапе обучение и совершенствована проходит не на отдельных элементах техники, как это имело место на первом и втором этапах, а в сочетании этих элементов с тактическими действиями. Так называемые гаммы тенниса — стандартные короткие тактические комбинации — должны научить занимающихся правильно тактически направлять не только каждый удар в отдельности, что уже имело место на первом и втором этапах обучения, но и тактически грамотно выполнять целые комплексы ударов. Умение выполнять тот или иной удар технически правильно — еще не значит уметь играть. Поэтому нужно научить занимающихся разыгрывать мяч, т. е. сознательно направлять его в определенные места площадки.

Надо сказать еще об одной особенности третьего этапа, которая, на наш взгляд, имеет существенное значение в процессе совершенствования. Лет пятнадцать тому назад учебно-тренировочная работа теннисистов на площадке строилась в основном на длительной перекидке мяча друг на друга и игре со счетом с защитной тактикой. Тогда в поисках путей воспитания теннисистов более высокого класса были введены специальные упражнения, которые были названы «упражнениями по элементам» (имеются в виду упражнения «по диагонали», «по линии», «треугольник», «восьмерка», «2:1», «3: 1» и т. п.).

Эти упражнения начали широко применять в тренировках, по сути дела, они стали основой совершенствования наших теннисистов. Но уже в то время некоторые ведущие мастера отмечали, что тренировка по элементам не приносит пользы в такой степени, как это казалось на первый взгляд. Было замечено, что после длительной игры по элементам не получается хорошая творческая игра ср счетом. Точность, которая только что наблюдалась при игре по элементам, резко снижалась.

В чем же недостаток длительной тренировки по элементам?

Разучивая игру по элементам, занимающийся привыкает к стандартному выполнению тактических решений. Игрок становится рабом заученных тактических приемов, и творчество, которое так необходимо в тактике, начинает терять свою остроту.

Возможно, что именно это обстоятельство повлекло за со0ой тактическую бедность игры ряда теннисистов периода сороковых-пятидесятых годов, рецидивы которой характерны для многих женщин-теннисисток и в настоящее время.

Правда, и в те годы не раз приходилось наблюдать игру действительно творческую по замыслу. Ярким представителем такой игры был неоднократный чемпион страны Н. Озеров. Этот талантливый спортсмен почти никогда не повторялся в тактическом решении розыгрыша мяча. В каждом розыгрыше очка у него чувствовалось творчество. Однако известно, что именно Н. Озеров в своей тренировке никогда не пользовался упражнениями по элементам.

В свое время упражнения по элементам были введены как реакция против тренировок только в игре со счетом. Теперь же многолетняя практика показала, что упражнения по элементам хотя и должны входить в систему обучения теннисистов, но не могут быть основой тренировки в таком виде, как они приняты в настоящее время и описаны в нашей методической литературе. Нужна не «жонглерская» тренировка, оторванная от игры, хотя на первый взгляд и близкая к ней (например, упражнение «восьмерка»), а игра в полном смысле как по форме, так и по содержанию, с творческим розыгрышем очка. Например, упражнение, состоящее из подачи, выхода вперед и удара с лёта. Так вот, удар с лёта надо направлять не в заранее предопределенное, а в любое удобное для выигрыша очка место площадки.

Занимающийся должен чаще находиться в условиях, когда ему нужно быстро и тактически правильно решить розыгрыш очка. Чем больше будет таких упражнений, тем быстрее появится зрелость в игре теннисиста.

Приведем характерный пример из практики. Как известно, можно тренировать игру с лёта, играя у сетки друг на друга, почти в «тепличных условиях». Так однажды в течение почти всей зимы целая группа тренировала у нас удары с лёта в зале небольшого размера, где игра после отскока была невозможна. Занимающиеся научились играть с лёта, как жонглеры. Некоторым удавалось держать мяч в игре до 70—80 раз без ошибки. С началом летнего сезона тренировки были переведены на открытый, обычный по размерам корт, и тут оказалось, что теннисисты не могут в игровой ситуации выигрывать очки ударами с лёта. Объяснение здесь простое: теннисисты были натренированы в неигровых условиях. Вот таких подобных ошибок в подготовке теннисистов и надо избегать.

Большое место в третьем этапе обучения должно быть отведено играм со счетом и соревнованиям. Третий этап — это беспредельный этап бесконечного совершенствования как техники, так и тактики и физической и психологической подготовки. Тренер учит теннисистов всем премудростям игры, а они уже должны полученные знания и умения применять в игре.