Техника игры

Техника игры состоит из специальных действий — ударов, с помощью которых мяч направляется через сетку.

Игрок, выполняя удары, постоянно двигается по площадке. Поэтому передвижение по площадке следует рассматривать как один из органически входящих в понятие техники элементов ударов.

Удар теннисиста строится на целесообразном взаимодействии всех частей тела, движения которых должны быть слиты в одно гармоническое целостное действие.

Достижение высокого спортивного мастерства возможно при условии, если техника позволит: играть точно, в быстром темпе, разнообразить удары и скрывать подготовку к ударам, сообщающим мячу различное направление, скорость и вращение, благодаря которым в игру привносится элемент неожиданности.

Успех в соревновании с сильным противником может быть достигнут только при значительной точности игры, которая зависит прежде всего от техники. Любая тактическая комбинация, даже самая удачная по своему замыслу, теряет свой смысл, если техника не позволяет игроку провести ее точно.

Основу современной тактики составляет быстрый темп игры. Точное и быстрое проведение тактических комбинаций зависит прежде всего от технического умения играть в быстром темпе. Быстрый темп игры требует специальной, приспособленной к нему техники. Так, если раньше требовали перед ударом по мячу занять относительно неподвижную позицию, что можно было в большинстве случаев успеть сделать, то теперь в связи со значительным ускорением темпа игры это требование необходимо отвергнуть. Большинство ударов следует производить, свободно двигаясь по площадке.

Быстрый темп игры только тогда может дать преимущество, когда он будет сочетаться с высокой точностью, обеспечивающей возможность безошибочно направлять мяч в то место площадки, откуда противнику наиболее трудно выполнить ответный удар.

Таким образом, одна только точность игры или одно только умение играть в быстром темпе не могут обеспечить достижение высокого спортивного мастерства. Только сочетание одного с другим соответствует уровню современной игры в теннис.

Для ведения игры в быстром темпе необходимы исключительно целесообразные, экономичные движения и быстрое и вместе с тем легкое, свободное передвижение по площадке.

Современная техника игры в теннис отличается большим разнообразием ударов. Для достижения подлинного мастерства теннисист должен достаточно хорошо освоить все удары как по отскочившему мячу, так и с лёта. Более того, ему нужно овладеть несколькими видами каждого технического приема, т. е. уметь использовать как плоские, так крученые и резаные удары.

Большое значение в современной игре имеет также умение теннисиста как можно дольше не давать противнику возможности определить вид и направление подготавливаемого удара. Прежде для различных видов одного и того же удара обычно рекомендовались совершенно отличные движения в подготовительной фазе (в подготовительную фазу удара включаются все движения теннисиста до соприкосновения ракетки с мячом). По особенностям этих движений противник часто заранее мог определить, какое вращение будет придано мячу и куда он будет направлен. Теперь для внесения в игру элемента неожиданности теннисист должен стремиться выработать возможно более сходные движения в подготовительных фазах ударов различного вида. В этом случае он сможет неожиданно для противника направлять мяч в намеченное место площадки и неожиданно сообщать ему то или иное вращение.

Движения теннисиста, как правило, не характерны значительным мышечным напряжением. Начальная скорость полета мяча зависит от многих факторов. Решающим из них является скорость движений руки с ракеткой в момент удара по мячу. Если теннисист при ударе правильно выполнит весь комплекс подготовительных движений, то необходимая скорость движений руки с ракеткой может быть достигнута при относительно незначительном мышечном напряжении. Прежде всего движения теннисиста должны отличаться максимальной легкостью, свободой, естественностью, полным отсутствием напряженности. В различные моменты удара напрягаются только мышечные группы, активно участвующие в выполнении необходимых движений, тогда как все остальные должны быть возможно больше расслаблены. Переход к напряжению отдельных мышечных групп не должен носить контрастно выраженный, резкий характер.

При большинстве ударов движение руки с ракеткой имеет большую амплитуду. Последняя в значительной степени дает возможность постепенно увеличивать скорость движения руки с ракеткой. В момент удара по мячу скорость движения руки с ракеткой может достигнуть нужной величины за счет минимальных усилий только при условии, если она будет увеличиваться постепенно. Если движение имеет слишком ограниченную амплитуду, то увеличение скорости происходит за счет резких усилий, которые нарушают согласованность и гармоничность движений теннисиста и вызывают общую напряженность. Кроме того, при постепенном увеличении скорости обеспечивается лучший контроль за движением. Этот фактор имеет особенно большое значение для движения руки с ракеткой при ударе, который должен отличаться исключительной точностью.

На правую руку, держащую ракетку, приходится во время игры большая нагрузка. Для того, чтобы снизить эту нагрузку, необходимо создать наилучшие условия для расслабления мышц руки и правой части плечевого пояса. Работа этих мышц должна отличаться особой точностью. Напряжение этих мышц может быть уменьшено благодаря активному участию в ударе мощных мышц туловища и тому, что теннисист в игре значительную часть времени поддерживает ракетку левой рукой. Ниже при разборе ударов справа и слева будет, например, отмечено, что отведение руки с ракеткой в сторону-вверх-назад в начале замаха происходит в значительной степени за счет поворота туловища.

Правильное выполнение удара во многом зависит от перемещения общего центра тяжести тела. Большинство ударов выгодно выполнять так, чтобы общий центр тяжести тела перемещался вперед примерно с начала движения руки с ракеткой навстречу мячу. В этом случае легче выполнить сильный и вместе с тем точный удар.

Правильность выполнения любого удара находится в большой зависимости и от согласованного движения рук. При большинстве ударов левая, свободная, рука перемещается примерно в одинаковом направлении с правой. Так, во время замаха при ударе справа и слева левая рука перемещается одновременно с правой в сторону-вверх-назад. Движение свободной рукой в сторону замаха способствует значительному повороту туловища, который необходим для правильного выполнения удара.

Технику игры теннисиста нельзя рассматривать изолированно от особенностей его зрительных восприятий в игре. Действия игрока неразрывно связаны с его наблюдением за движениями противника и полетом мяча. От точности и быстроты восприятия этих движений в огромной степени зависит успех игры. Технически правильное выполнение любого удара возможно только при точном согласовании всех движений теннисиста с движениями мяча. Мяч должен быть все время центральным объектом зрительного восприятия, за исключением лишь того момента, когда он находится совсем рядом с противником и последний готовится произвести по нему удар. В этот короткий промежуток времени центральным объектом восприятия должен становиться противник, на котором концентрируется внимание теннисиста. Понятно, что и мяч в этот момент не должен выходить из поля зрения.

Концентрация внимания на противнике позволяет по особенностям его подготовительных движений несколько раньше определить, куда будет направлен мяч и какое вращение ему будет придано. Особенно внимательно нужно следить за мячом в момент его отскока вплоть до удара по нему ракеткой.

При ударах мячу сообщается не только поступательное, но и вращательное движение. В зависимости от особенностей вращения мяча удары (кроме укороченных) разделяются на плоские, крученые и резаные. Вращение влияет на скорость, а также траекторию полета и отскока мяча. В теннисной терминологии ряд ударов называют плоскими, желая этим подчеркнуть, что при их выполнении мячу намеренно не дается вращения. В действительности же после каждого удара мяч имеет некоторое вращение. Однако иногда оно бывает настолько незначительно, что заметно не влияет на полет и отскок мяча.

При плоских ударах струнная поверхность ракетки в момент соприкосновения с мячом не скользит по мячу; ее движение направлено туда, куда теннисист посылает мяч; линия, по которой мяч отлетает, перпендикулярна плоскости струнной поверхности.

Кручеными называют такие удары, при которых мяч получает вращение вокруг примерно горизонтальной оси в направлении своего полета; струнная поверхность при этом скользит по мячу вперед-вверх.

Резаные удары характерны тем, что после них мяч вращается вокруг примерно горизонтальной оси в сторону, обратную направлению его полета. Струнная поверхность в этих случаях скользит по мячу вперед-вниз. Кроме того, к резаным принято также относить удары, при которых мяч получает вращение вокруг вертикальной или близкой к ней оси за счет скольжения струнной поверхности по мячу слева направо или справа налево (по отношению к выполняющему удар). Одним из таких ударов является, например, резаная подача.

Любое вращение снижает скорость полета мяча. При плоском ударе мячу может быть сообщена наибольшая поступательная скорость по сравнению с другими ударами (если сравнивать удары, при которых к мячу прикладывается равная по величине сила). В связи с этим становится ясно, почему в современной игре, проходящей преимущественно в быстром темпе, особенно большое значение приобретают плоские удары.

Прежде чем перейти к разбору отдельных технических приемов, следует отметить, что комплекс движений теннисиста при всех ударах условно разделяется на три фазы: 1) подготовительную, 2) фазу удара по мячу и 3) фазу окончания удара.