Учебно-тренировочная работа

Обучение технике и тактике игры и тренировка

Обучение технике и тактике осуществляется в тесной взаимосвязи.
Обучение отдельным техническим приемам должно быть связано с изучением элементарных вопросов тактики.
Так, например, при изучении ударов с лета у сетки преподавателю следует обращать внимание занимающихся не только на технически правильное выполнение самого удара, но и на необходимость занимать у сетки тактически выгодную позицию. При разборе движений теннисиста во время отдельных ударов преподавателю нужно также останавливаться и на основных тактических требованиях, предъявляемых к этим движениям.
Освоение тактики в ее полном объеме возможно только после того, как достаточно хорошо освоены технические приемы. В связи с этим изучение тактики выделено нами в самостоятельный раздел.

Упражнения, способствующие лучшему освоению техники *

1.       Упражнения в бросании теннисного мяча и ловле, при которой движения напоминают выполнение ударов.
Упражнения заключаются в следующем:
Занимающиеся, встав попарно, бросают друг другу мяч; ловля мяча происходит одной рукой различными способами — сбоку туловища при движениях, напоминающих выполнение удара справа и удара слева, в прыжке вверх при движениях, похожих на выполнение удара над головой.
Первым способом мяч ловится сначала после его отскока, а затем уже с лета.
Ловля мяча при движениях, напоминающих выполнение удара слева, производится левой рукой в момент выноса вперед обеих рук.
При выполнении упражнении преподаватель обязательно указывает занимающимся на необходимость внимательно следить за мячом, причем особенно в момент охвата мяча пальцами.
Эти упражнения развивают умение согласовывать свои движения с быстрым полетом и отскоком мяча и одновременно развивают быстроту и точность зрительного восприятия мяча.
2.       Разнообразные упражнения (преимущественно различные махи руками), при которых обе руки двигаются одновременно и в одинаковом направлении.
Удары теннисиста характерны, как уже отмечалось выше, именно такими движениями рук. Этим в основном и определяется целесообразность использования указанных упражнений.
3.       Упражнения, направленные на развитие подвижности в суставах плечевого пояса и рук (в том числе в лучезапястных суставах).
Для правильного освоения ударов необходима значительная подвижность особенно в этих суставах. В связи с этим указанные упражнения необходимо использовать с самого начала обучения.
Специальное внимание следует обращать на упражнения для развития подвижности и одновременно силы кисти руки.
4.       Упражнения для развития меткости.
Упражнения заключаются в бросании теннисного мяча в различные мишени.
Меткость — ценное качество для теннисиста; оно способствует развитию точности игры.
5.       Упражнения на расслабление.
Существенную роль в борьбе с напряженностью играет развитие умения произвольно расслаблять определенные группы мышц. Упражнения в расслаблении в некоторой степени могут способствовать формированию у теннисиста свободных, ненапряженных движений.

* Эти упражнения используются преимущественно к подготовительной части занятий, причем особенно в период изучения техники.