Методика обучения

Общие педагогические задачи и особенности овладения техникой тенниса

При выполнении технического приема опытный теннисист сочетает сознательное отношение к своим действиям с автоматизмом ранее выработанных навыков. Соотношение этих двух моментов меняется в процессе совершенствования мастерства теннисиста. Понятно, что начинающий спортсмен, у которого еще совсем не выработан автоматизм движений, должен полностью опираться на сознательное, волевое отношение к указаниям педагога и на критическое отношение к своему исполнению этих указаний. По мере выработки навыков и закрепления их все большую роль начинает играть автоматизм. При этом сознание, освободившееся от необходимости следить за выполнением основных элементов технического приема, переключается на другие задачи, относящиеся к индивидуальным особенностям данного приема в конкретной игровой обстановке (сила удара, направление, вращение мяча и т. д.).
Как же достичь этой, столь желательной для каждого теннисиста стадии, когда основные элементы технического приема будут выполняться за счет выработанного автоматизма?
Следует прежде всего помнить, что то, чему занимающийся научился в начале обучения, закрепляется весьма основательно. «Сломать» полученный навык очень трудно, легче поставить правильную технику ударов новичку, чем переучить даже очень способного игрока. Отсюда вывод: тренер не должен жалеть времени, он обязан проявлять максимум настойчивости и терпения во время постановки техники тенниса своим ученикам.
Вначале тренер дает исчерпывающее, четкое, образное объяснение способов выполнения намеченного упражнения. Объяснение сопровождается показом. Когда занимающийся способен уже продемонстрировать хотя и несовершенный образ движения, следует повторный показ с соответствующими дополнительными объяснениями. Тренер должен объяснениями и показом помочь учащимся расчленить сложное движение на составные части, чтобы учащиеся смогли запомнить его последовательность и как бы мысленно воспроизвести.
В начальном периоде обучения большое значение имеют имитационные движения ударов. Но очень важно добиться интереса занимающихся к ним, так как без целеустремленного отношения к упражнениям трудно овладеть двигательным навыком. Нужно, чтобы занимающиеся знали свои ближайшие задачи и стремились поскорее овладеть ими.
На первом этапе овладения техникой надо как при показе, так и при словесных объяснениях акцентировать внимание занимающихся на основных моментах структуры движения. Обычно начинающий создает в своем сознании очень несовершенный образ движения и плохо осознает его. В это время он делает массу ненужных, мешающих ему движений. Отсюда проистекает связанность, неловкость и напряженность новичка.
Очень наглядно это заметно при обучении имитационным движениям ударов справа или слева и особенно петлеобразному движению подачи, когда показ и объяснения одинаковы для всей группы, а восприятие начинающих настолько различно, что преподаватель даже нередко теряется. У одних прямые напряженные ноги, у других вытянутые закрепощенные руки, приподнятые плечи, во всех движениях исключительно большое напряжение.
В результате расчленения формируются образы элементов движения. Однако образ движёния в целом формируется медленно, и при этом учащийся проходит через характерную стадию, когда он уже ясно представляет себе, какое именно движение ему надо совершить, но еще не умеет выполнить его.
Постоянное воздействие преподавателя на выполнение отдельных деталей движения приводит к тому, что каждое повторное движение воспринимается новичком иначе, чем предыдущее, и от раза к разу движение совершенствуется.
Второй этап овладения техникой как бы наслаивается на первый и тесно связан с ним. Здесь идет процесс дальнейшего совершенствования сложившегося навыка, который используется для лучшей координации движений. Так, например, различные удары, разученные на первом этапе, необходимо совершенствовать с целью освободиться от мешающих, невыгодных элементов техники.
Решить эту задачу можно путем сосредоточивания внимания ученика на допускаемых ошибках. Нужно суметь дать почувствовать ученику мышечные ощущения при правильных и неправильных движениях. Для этого преподаватель становится за спиной ученика, берет его за руку и вместе с ним проделывает движение.
Часто приходится учить сложному движению, пользуясь возвратом к примитиву, т. е. к начальным упражнениям, где была допущена неточность и создался неверный навык. Так, например, после подачи ученик излишне приседает. Приходится возвращаться к первым упражнениям подброса мяча и восстанавливать правильную точку удара по мячу. И если удается исправить сложившийся навык, то в большинстве случаев именно таким методическим путем.
Третий этап — более глубокое осмысливание овладения техникой. В этот период ученик уже полностью составляет себе общее представление о структуре целостного движения, и задача тренера педагогически правильно направить ученика на дальнейший, более углубленный анализ этой структуры и более глубокий анализ элементов техники отдельных ударов.
При условии прохождения первого и второго этапов овладения техникой под руководством опытного преподавателя с соблюдением дидактических принципов систематичности и наглядности число недостатков у ученика резко сокращается. Устранение же одной главной ошибки обычно ведет к немедленному уменьшению и даже исчезновению ряда второстепенных ошибок.
Попытка добиваться совершенствования целостного движения только через бесконечное повторение, без осознания каждого недостатка и без расшифровки его причин ошибочна. И, как правило, этим не только не достигается поставленная цель, но и закрепляются неверные навыки.
У наших тренеров, к сожалению, много труда и времени уходит на исправление неверных навыков. И все это следствие того, что в начальном этапе они не добиваются сразу же совершенной точности элементов техники, а учат приблизительно, с расчетом на дальнейшее совершенствование.
В то же время, обучая элементам техники, тренер не должен вдаваться в крайность, добиваясь абсолютно однообразного рисунка движения ударов у всех учеников. Нужно помнить, что каждый из них обладает индивидуальными качествами, которые сказываются на выполнении ударов. Ведь, наблюдая за классными теннисистами, мы почти не видим «близнецов» по характеру выполнения ударов, хотя общие рисунки движений у всех технически правильны.
Четвертый этап овладения техникой. Когда теннисист добьется значительной автоматизации в выполнении элементов техники, можно считать, что он перешел к четвертому этапу, который является, если можно так выразиться, бесконечным этапом беспредельного совершенствования, не имеющим границ. На этом этапе происходит совершенствование наиболее эффективных приемов техники, индивидуально более подходящих для того или иного теннисиста.
Однако нужно всегда помнить, что любая, даже хорошо поставленная, с точки зрения педагогических задач, этапность овладения техникой не будет иметь успеха без упорной работы, участия в соревнованиях, без параллельного воспитания физических и морально-волевых качеств и теоретической подготовки юного теннисиста.

Первый этап обучения — начальная школа техники

Второй этап обучения — этап совершенствования

Третий этап обучения — первая ступень мастерства