Типичные недостатки и ошибки занимающихся в процессе обучения

В результате многолетней практики обучения юных теннисистов удалось определить основные недостатки и ошибки, которые задерживают начальное обучение и с которыми тренеру приходится частично встречаться и во время совершенствования мастерства занимающихся. Сначала об общих недостатках.

1.       Недостатки познавательных способностей и отсутствие творческого трудолюбия у занимающихся. Неумение бороться с возникающими трудностями.

2.       Разболтанность во время тренировки, отсутствие  внутренней самодисциплины и, как результат, неумение выдерживать режим спортсмена, выполнять домашние задания, а также достаточно хорошо учиться в школе.

3.       Неправильная дозировка тренировки. Игра на корте по многу часов.

4.       Отсутствие систематичности и планомерности в тренировках, т. е. равномерности в прохождении учебного материала по всему циклу обучения (после интенсивных тренировок в короткие отрезки времени следуют длительные перерывы, отрицательно отражающиеся на фундаментальности знаний занимающихся).

5.       Неумение управлять нервной системой при игре со счетом и особенно в соревновательной обстановке. В некоторых случаях наблюдается даже потеря координации движений;
6.       Отсутствие длительного, «организованного» внимания:
а)       плохое зрительное восприятие показа тренером элементов движения и неумение подмечать ошибки у товарищей;
б)       утеря или притупление остроты наблюдения за полетом мяча, что приводит к очень значительным ошибкам при выполнении ударов по мячу.

7.       Недостаточное физическое развитие занимающихся и особенно плохая подвижность суставов, сказывающаяся на качественном выполнении элементов техники.

8.       Неумение правильно сочетать напряжение и расслабление мышц.

9.       Недостаточное так называемое чувство мяча, неумение управлять силой, скоростью и вращением мяча при выполнении ударов.

10.     Излишняя торопливость или медлительность при выполнении ударов, недостаточная реакция на мяч. Отсюда, как следствие, неумение приспосабливаться к различным изменениям ритма ударов.

11.     Плохое использование «межударного времени»; занимающиеся после выполнения удара «застаиваются» и не готовятся к выполнению последующих ударов.

Наконец, группа недостатков, связанных непосредственно с выполнением занимающимися элементов движений ударов. В настоящее время все большее значение начинает приобретать так называемая «двигательная эстетика». Часто приходится  слышать, что теннис — это эстетический вид спорта. Действительно, техника тенниса, движения теннисиста в игре, как говорят, хорошо смотрятся. Теннис часто в обиходе называют элегантным видом спорта (иногда говорят, что у теннисиста хороший стиль игры, он легко и изящно играет и т. п.).

Когда же движения теннисиста напряженны, скованны (а это, как известно, крупный недостаток его обучения), то можно сказать, что у теннисиста плохая «двигательная эстетика». Начинать воспитание «двигательной эстетики» нужно с первых занятий, следя за осанкой, свободным передвижением по площадке, красивыми движениями элементов ударов.

Любой технический прием может быть красивым, если занимающийся проводит его экономично и целесообразно. Особенно много приходится следить за «двигательной эстетикой» в третьем этапе обучения, где шлифуются элементы техники.

Недостатки же в технике, к сожалению, имеют место при любой организации начального обучения. Однако степень и количество этих недостатков тем меньше, чем выше квалификация и опытность тренера и качество постановки процесса обучения.

Какие же наиболее характерные недостатки можно назвать при обучении непосредственно технике ударов?

1.       Неэластичная, жесткая, «работа» ног и неправильная их постановка, а также выполнение ударов при слишком прямых ногах.

2.       Малый поворот туловища при выполнении ударов.

3.       Излишняя закрепощенность плечевого пояса, предплечья, кисти.

4.       Неправильная хватка ракетки.

5.       -Удар только рукой, без участия в нем мышц туловища и ног.

6.       Неиспользование инерции движения и веса тела (статическое положение туловища) при выполнении ударов).

7.       Слишком большая и запоздалая фаза замаха, неумение регулировать величину замаха для различных ударов.

8.       Плохое «сопровождение» мяча ракеткой после удара и, как следствие, отсутствие контроля за его полетом.

9.       Запоздалый удар по мячу, невыполнение основного правила современного тенниса: «Не пропускать мяч за туловище!»
10.     Отсутствие правильной координации правой и левой руки как при подаче, так и при остальных ударах.

11.     «Нетвердая» кисть в момент удара, существенно влияющая на силу удара и его точность.

12.     Неуверенность при выполнении отдельных ударов, например удар справа намного лучше удара слева, первая подача лучше второй и т. п.

13.     Неумение повторять один и тот же удар в заданном направлении, т. е. недостаточная точность ударов.

14.     Неумение плассировать мяч в игровых ситуациях, вызванное слишком длительной игрой друг на друга во время обучения.

Приведенный перечень типичных недостатков и ошибок теннисистов должен помочь тренеру вовремя заметить, на что нужно обратить особое внимание. Такой «список  ошибок» тренер-педагог как бы «держит в уме», и это позволяет ему, наблюдая за воспитанниками, быстрее и легче определить, что нужно включить в индивидуальную работу с каждым из них.

Самое главное — поставить правильный диагноз, а затем правильно решить, как устранить ошибки. В данном пособии уже указывались соответствующие упражнения в области физподготовки, воспитания чувства ритма (например, упражнение в ведении мяча под музыку) и т. п. Что же касается волевой подготовки теннисиста, то тренер сумеет, как мы надеемся, найти полезный материал в следующем разделу, специально посвященном этому вопросу. Однако, исправляя недостатки, тренер не должен ограничиваться только тем кругом вопросов, который непосредственно связан с теннисом. Иногда полезно бывает заглянуть поглубже в условия формирования характера данного воспитанника и продумать, в какой части могут оказать действенную помощь семья и школа.

Теперь об ошибках непосредственно в технике выполнения ударов. Здесь основное — профилактика. Нужно помнить, что гораздо легче обучить правильному выполнению технических приемов, чем переучивать спортсмена, уже усвоившего и закрепившего неправильные навыки. Поэтому тренер должен бороться с тем, чтобы случайное неправильное выполнение того или иного приема (всегда возможное почти у каждого теннисиста) не вошло в привычку и не закрепилось как прочный навык. Надо уничтожать возможность повторения и, следовательно, закрепления технических ошибок.

С этой целью тренер должен неустанно следить за действиями своих воспитанников на площадке, чтобы сразу прийти на помощь игроку, допускающему ту или иную техническую ошибку. При этом нужно прежде всего обратить внимание самого ученика на его ошибку, «подключить его  сознание» к выполнению соответствующих движений. Затем, учитывая, что теннисист, выполняющий удар сам себя не видит, тренер начинает «корректировать» его движения в течение целой серии ударов; делая замечания как перед ударом, так и после него, например: «Поворот туловища!», «Мало! Еще больше поворачивать!», «Так, теперь правильно!» и т. п.

Такая корректировка обычно оказывается достаточной. Хуже, если начинающий теннисист надолго выпал из поля зрения тренера (выезд на дачу и т. п.) и за время «безнадзорной» игры приобрел и закрепил неправильные навыки. Тогда предстоит кропотливая работа на основе расчленения цельного технического приема на отдельные движения, детальное выяснение ошибки и возврат для ее исправления к более ранним стадиям разучивания того или иного приема, описанным в главе о первоначальном обучении теннисиста. Иногда для того, чтобы устранить укоренившийся неправильный навык, приходится возвращаться даже к первоначальным имитациям удара.