Я мыслю — значит я побеждаю

Чемпионат страны 1961 года проходил в Калининграде. Сентябрь выдался теплый, но дождливый. Во время очередного дождя несколько теннисистов укрылись под большим раскидистым каштаном, что стоит в густом тенистом парке, где расположены теннисные площадки.

Их было четверо: три ветерана, три заслуженных мастера спорта — Борис Новиков, Эдуард Негребецкий, Николай Озеров — и совсем еще в ту пору зеленый Александр Метревели, которому было всего семнадцать лет. Метревели, за день до того победивший чемпиона страны Михаила Мозера, только что проиграл ленинградскому мастеру Андрею Наседкину. Вчера еще Метревели принимал поздравления, а сейчас три знаменитых теннисиста разделывали его в пух и прах.

И за дело! Наседкин — игрок очень цепкий, «прижимистый», каждое очко нужно у него брать с бою. Хорошо поставленный обводящий удар позволяет ему успешно бороться с теми, кто устремляется к сетке без должной подготовки.

Метревели, игрок атакующего стиля, хорошо понимал грозившую ему опасность, но вышел на корт без сколько-нибудь продуманного плана. Отправив мяч под левую руку Наседкина, он бежал к сетке, но соперник именно слева обводит особенно точно. В то же время, послав крученую свечу, юный спортсмен оставался на задней линии, хотя как раз сейчас и следовало идти вперед. Почувствовав расхлябанность в игре противника, Наседкин навязал Метревели удобный для себя темп и полностью завладел инициативой. Победителю чемпиона страны не удалось выиграть в этом матче ни одного сэта...

Конечно, на игре юного теннисиста сказалось огромное нервное напряжение, ценой которого ему достался успех во встрече с Мозером. И все же главной причиной неудачи была бездумная, тактически беспомощная игра. Вот за это-то и корили юношу наблюдавшие за матчем ветераны. Завершая разговор, Озеров сказал:
— Самое важное в теннисе — мысль! Запомни это. А вообще не расстраивайся. Играешь ты неплохо, и если начнешь больше думать на корте,— все будет в порядке!..

Что же это такое — думать на корте? Это значит все время — в каждом сэте, в каждом гейме, при розыгрыше каждого очка — выбирать из огромного количества вариантов наилучший, создающий наибольшие трудности для противника. Это значит, что любой удар должен быть продиктован каким-то определенным замыслом, определенным решением. Это значит, что вся ваша игра, все действия на корте должны подчиняться тактическому плану, который должен быть составлен до игры, а затем, в зависимости от хода событий, уточнен или изменен вовсе.

Тактика теннисиста во многом зависит от его техники, от умения выполнять различные удары. Чем богаче техника, чем искуснее и разнообразнее удары игрока, тем больше у него тактических возможностей. Что толку в самых глубоких и оригинальных замыслах, если теннисист не может, не в состоянии их осуществить?

Прежде, когда теннисисты редко применяли удары с лёта, а свечи и укороченные удары считались «дурным тоном», тактика была сравнительно проста. Игроки, как правило, либо старались загнать один другого в угол, чтобы потом послать неотразимый мяч в незащищенное место корта, либо просто обменивались ударами с задней линии в ожидании, пока противник ошибается. Такая тактика соответствовала уровню техники того времени.

Но вот стал господствовать наступательный стиль игры с частым применением ударов с лёта, с непрестанными выходами к сетке. Против таких игроков начали применяться свечи, в сочетании со свечами очень полезными оказались укороченные удары. Техника игры стала намного разнообразнее, и это открыло безграничные возможности для разнообразных тактических маневров.

Современная тактика отличается активным, смелым характером. Теннисисты нашего времени не дожидаются ошибки противника, а вынуждают ее, то есть своей игрой ставят его в такие условия, когда он должен совершить ошибку, либо завершают розыгрыш очка неотразимым ударом, чаще всего с лёта, или смешем — ударом над головой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7