Начальная физическая подготовка (всестороннее физическое развитие занимающихся)

Современный теннис — подлинно атлетический вид спорта. Недостаточная физическая подготовка является одной из основных причин медленного роста мастерства советских теннисистов. Прививать вкус к физической подготовке нужно с первых занятий в подготовительной группе. Если этого сразу не сделать, то потом трудно заставить уже сложившихся игроков заниматься физическими упражнениями.

Но в то же время будет ошибкой, если преподаватель на первом же году обучения займется с восьми-девятилетними детьми комплексом физических упражнений, разработанным у нас для теннисистов — юношей и взрослых. Нужно начинать с самых элементарных упражнений, которые необходимо разделить на группы, как это предусматривают программы общеобразовательных школ и ДСШ.

Группа I — строевые и порядковые упражнения. Выполняя эти упражнения, занимающиеся обучаются элементам строя, учатся согласовывать свои действия с действиями всей группы, воспитывают у себя сосредоточенное внимание. Тренер должен обращать особое внимание на правильную осанку занимающихся.

В группу II входят общеразвивающие упражнения. Они вовлекают в работу точно намеченные группы мышц, определенные суставы и связки. Использование общеразвивающих упражнений в каждом занятии юных теннисистов обязательно, без них невозможно создать хорошую физическую базу. Изучая эти упражнения, занимающиеся с первых же занятий получают правильное представление об элементах движения — направлении, амплитуде, одновременности, последовательности, силе, скорости, темпе и ритме, что очень важно при обучении элементам техники тенниса.

Общеразвивающие упражнения разделяются: на упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища, ног и упражнения, рассчитанные на улучшение деятельности важнейших внутренних органов (дыхательного аппарата, сердечно-сосудистой системы).

Подбирая упражнения для рук тренер должен учитывать, что круговые движения в плечевом и локтевом суставах приносят большую пользу при изучении элементов подачи, ударов с лёта и т. д.

Особое значение для теннисиста имеют упражнения для кистей (разгибание и сгибание в лучезапястном суставе, круговые движения кисти) и упражнения для пальцев (сжимание пальцев в кулак и разжимание). Все-эти упражнения можно выполнять свободно и напряженно, плавно и резко, ритмично и неритмично, симметрична и несимметрично.

Теннисисту также необходимо иметь сильные мышцы туловища. Для развития их применяются следующие упражнения: наклоны вперед, назад, вправо, влево, круговые движения, повороты налево, направо и комбинации из этих упражнений.

Тренер должен, кроме того, включать в занятия упражнения на развитие подвижности суставов ног: тазобедренного, коленного и голеностопного. Упражнения для суставов ног могут сочетаться друг с другом и с упражнениями для мышц туловища, рук и плечевого пояса.

Главная цель подготовительных упражнений (группа III) —подготовить организм к предстоящей физической работе.  Нужны они и для разучивания отдельных элементов техники тенниса. Например, быстрая ходьба используется как подготовительное упражнение к бегу, а имитационные упражнения без мяча — как подготовительное упражнение к игре с мячом на площадке и т. д.

Подготовительные упражнения во многих случаях могут служить и общеразвивающими. Так, например, упражнения в первой части урока могут рассматриваться как подготовительные ко второй части урока и т. д.

Все передвижения теннисиста по площадке связаны с ходьбой, бегом и прыжками.

Теннисисту во время игры в паузах между ударами много времени приходится ходить по площадке. Поэтому с первых занятий необходимо научить его ходить правильно, свободно, без излишнего напряжения, не опуская головы, не волоча пятки и не выставляя живот вперед. Дети часто не умеют передвигаться в темпе группы, ходить в ногу и начинать движение с левой ноги. Желательно на первом же этапе обучения научить занимающихся, помимо обыкновенной ходьбы, ходьбе на носках, пятках, приставными шагами с высоким подниманием коленей, ходьбе на согнутых ногах, большими шагами и т. д.

При ходьбе необходимо держаться свободно и легко, ноги надо ставить на пятки с последующим перекатом на носки. Маховая нога слегка согнута в коленном суставе. Находящаяся позади толчковая нога при окончании шага и в начале нового шага должна выпрямляться до отказа. Туловище прямое, плечи отведены назад, голова держится прямо.

Трудно переоценить для теннисиста и умение хорошо бегать. Обучая бегу, нужно с самого начала добиваться правильного дыхания, так как ошибки в дыхании отрицательно отражаются на развитии легких и сердца. Обычная ошибка детей при беге на короткие дистанции (10—30 м) в том, что они, стремясь бежать быстрее, задерживают дыхание. Надо сразу предостеречь их от этого.

Шаг при беге должен быть большим, а толчок энергичным. На землю сначала мягко ставится носок ноги, затем спортсмен переходит к опоре на всю ступню. Вместе с энергичной «работой» ног должны свободно и энергично «работать» руки. Туловище слегка наклоняется вперед. Плечи и голову опускать не следует.

Элементам техники бега обучаются на занятиях как в первых частях урока, так и во время различных игр и эстафет. Хорошо при обучении бегу чередовать его с ходьбой и с прыжками.

Прыжки — третье важное упражнение, необходимое юному теннисисту. Они больше, чем какое-либо другое упражнение, связаны с напряжением воли и с кратковременным нервно-мышечным напряжением. Прыжки воспитывают решительность, смелость, ловкость, координацию движений и глазомер. Все эти качества крайне необходимы юному теннисисту.

Начинать надо с простых прыжков с места и с шагом вперед. Именно в них занимающиеся должны освоить толчок одной или двумя ногами, взмах руками одновременно с толчком, правильное положение туловища и правильное приземление на носки с легким сгибанием ног и с сохранением равновесия тела.

Хорошую тренировку для развития прыгучести дают упражнения со скакалкой или длинной веревкой. Подскоки вверх нужно выполнять с одновременным взмахом рук и выпрямлением туловища, как бы стремясь достать головой какой-либо предмет. Затем нужно изучить сгибание ног вперед, сначала с шага вперед, а затем с разбегу. После чего переходят к технике собственно прыжка.

В результате обучения к концу первого этапа необходимо научиться прыгать в высоту с прямого разбега вперед, согнув ноги.

Для развития прыгучести нужны сильные ноги. Сила ног развивается в различных упражнениях. Можно выполнять, например, многоскоки (5 прыжков на одной ноге по коридору от задней линии площадки), «пятнашки» в приседе (в квадратах подач), «пистолетики» и т. п.

Группа IV — метание теннисного мяча. Упражнения группы IV используются как средство для тренировки координации движений, глазомера, «мышечного чувства» и ловкости. Метание же теннисного мяча, имитируя движения подачи, очень облегчает и обучение элементам подачи и удара над головой. Метание требует согласованных движений кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса и туловища. Предварительно необходимо укрепить мышцы и связки суставов рук.

Непосредственный процесс обучения начинают с метания в близкую цель (до 5 м), например в низ оградительной сетки. Затем, когда разучен правильный замах и энергичный бросок из-за головы, можно приступать к метанию вдаль. Нужно также проводить соревнования по метанию в цель. Например, можно метать мяч в поле подачи с задней линии: норма для мальчиков — из 6 бросков 3 попадания, для девочек — из 6 бросков 2 попадания.

Силовая подготовка (группа V) должна занимать важное место в тренировке теннисиста. Ее тоже нужно начинать с первых занятий. Прежде считалось, что силовая подготовка вредна, так как она якобы приводит к напряженности мышц и потере чувства мяча. Однако это далеко не так. Сила необходима для развития быстроты, прыгучести, скорости, выносливости. Конечно, необходимо учитывать возраст занимающихся подготовительной труппы и «не перегибать палку». Целесообразно, например, для развития силы у детей применить лазание. Нужно научить лазить (по канату или шесту) так, чтобы усилие распределялось поочередно то на мышцы туловища, то на ноги, то на плечевой пояс. Помимо лазания, можно использовать различные силовые упражнения на сопротивление, выполняемые занимающимися в парах.

В группу VI входят упражнения на развитие выносливости. В первый год обучения юных теннисистов выносливость целесообразно развивать в разнообразных упражнениях, направленных преимущественно на развитие быстроты. Очень ценное средство — игра в футбол, баскетбол, ручной мяч (по упрощенным правилам), лапту. В зимнее время полезно кататься на лыжах и коньках.